Перейти к содержанию
portenos

Узкоколейные железные дороги

Рекомендуемые сообщения

Известно, что в Московском регионе, в самой Москве в том числе функционировали узкоколейные железные дороги. Использовались они и для пассажирского движения, иногда - исключительно для него. Но к настоящему времени большинство узкоколейных дорог или закрыто, или переоборудовано. Сохранились они в Московском регионе разве что на торфоразработках востока области.

Вот какие функционировавшие в прошлом узкоколейные (если не так - исправьте) дороги могу привести в пример:

- В нынешних границах Москвы до революции 1917 функционировали узкоколейные линии на паровой тяге. В то время они начинались от тогдашних официальных границ Москвы и направлялись в места приложения труда или массового отдыха в пригородах. Это были линии от Бутырской заставы в Петровско-Разумовское (открыта в 1886 году) и более поздняя - от Калужской заставы на Воробьёвы горы. После революции обе эти линии переоборудованы на стандартную трамвайную колею и электрифицированы. Линия в Петровско-Разумовское частично функционирует как трамвай до сих пор, сохранился и остановочный павильон на углу Красностуденческого проезда. Вторая из линий разобрана после Великой Отечественной войны.

- В ближайшем Подмосковье самая известная из пассажирских узкоколеек - детская железная дорога в Кратово. При этом она сооружалась до революции как трамвайная линия или также как пассажирская узкоколейка (дальше предлагаю её обсуждать в теме "Троллейбусы и трамваи в Подмосковье", http://fot.com.ru/index.php?showtopic=20847&st=30).

- На плане 1931 года, копия его продаётся в картографическом магазине на Кузнецком мосту, нынешняя ветка от Болшево на Ивантеевку указана как узкоколейная. Но было ли по ней пассажирское движение - не могу сказать. Предполагаю, что могло быть. Каким же ещё транспортом могли пользоваться в начале ХХ века, а уже в те времена это был густо заселённый дачный и промышленный район. Переоборудована на широкую колею и удлинена до Фрязино эта линия была, как предполагаю, ещё до Великой Отечественной войны.

Существовали в Москве и области в прошлом и специфические грузовые узкоколейки. Функционировала такая, по словам мамы, в 1950-е годы в Яхроме между пристанью на канале и текстильной фабрикой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Узкоколейка была и в районе пересечения канала с Ленинградским шоссе. От нее до сих пор осталась пара рельсов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

в современной черте Москвы до середины 70-х была узкоколейка в районе пл.Чертаново, пересекала под мостом ПавЖД. Откуда и куда шла - увы, понятия не имею, следов не сохранилось.

 

большая узкоколейная сеть существовала в Электрогорске, к концу 80-х почти не работала и далее была полностью разобрана.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

мне очень нравятся узкоколлейки...у нас в Воронеже тоже такие были и в городе и в области.

Не так давно были на балансе две заводские ветки, но сейчас их найти не удалось. Один завод обанкротился-вернее ему помогли. А у второго отыскать тоже не получилось-может демонтировали...

 

сейчас было бы неплохо иметь несколько таких. а то одни газели за пазики.

 

были даже заводы, которые занимались производством и ремонтом локомотивов для узкоколлейки.

фотки могу поискать если интересно. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Огромная сеть узкоколеек была в Орехово-Зуевскоом и Шатурском районах. Частично сохранилась до наших дней.

 

Пассажирское сообщение было на участке Крутое-Шатура до начала 80-х.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Единственная узкоколейка с официально сохранившимся пассажирским движанием недалеко от Москвы: Тумская - Голованова дача. Из тех что подальше: Пищалкино

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В Пищалкино, скорей, рабочее движение, а не пассажирское. Там люди подъезжают рабочим поездом. Такое же есть недалеко от Москвы в Васильевском Мхе, Рязановке, Бакшеево (там под вопросом), Радовицком Мхе, Нелидово, Ранцево и других местах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В Пищалкино, скорей, рабочее движение, а не пассажирское. Там люди подъезжают рабочим поездом. Такое же есть недалеко от Москвы в Васильевском Мхе, Рязановке, Бакшеево (там под вопросом), Радовицком Мхе, Нелидово, Ранцево и других местах.

Ну согласшусь отчасти. Все таки, на здании вокзала висит расписание. Поезд состоит из двух вагонов. Останавливает по всем остановочным пунктам, даже, если там никого нет. (Это про Пищалкино).

В Васильевский мох скоро собираемся, т.к. ЖД вот вот закроют :) В Бакшеево, Ранцево и Рязановке именно рабочее движение. В Нелидово не был.

Саша, если ты понял, я vseslavd c ЖЖ :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В Пищалкино, скорей, рабочее движение, а не пассажирское. Там люди подъезжают рабочим поездом. Такое же есть недалеко от Москвы в Васильевском Мхе, Рязановке, Бакшеево (там под вопросом), Радовицком Мхе, Нелидово, Ранцево и других местах.

191907[/snapback]

 

На узкоколейной железной дороге Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия (начальный пункт этой узкоколейной железной дороги находится недалеко от станции Пищалкино на железнодорожной линии Сонково - Ярославль) имеется движение рабочих поездов. Движение пассажирских поездов было прекращено приблизительно в 1995 году.

 

Ссылки по теме: http://sbchf.narod.ru/09/mzyb_ist.html

http://sbchf.narod.ru/ujd_r.html

http://sbchf.narod.ru/ujd_ek.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

- На плане 1931 года, копия его продаётся в картографическом магазине на Кузнецком мосту, нынешняя ветка от Болшево на Ивантеевку указана как узкоколейная. Но было ли по ней пассажирское движение - не могу сказать. Предполагаю, что могло быть. Каким же ещё транспортом могли пользоваться в начале ХХ века, а уже в те времена это был густо заселённый дачный и промышленный район. Переоборудована на широкую колею и удлинена до Фрязино эта линия была, как предполагаю, ещё до Великой Отечественной войны.

Линия на Ивантеевку строилась сразу как ширококолейная. Строилась она от существовавшей линии от станции Болшево до фабрики Рабенека (сейчас это Фабрика 1 мая) - вот та линия действительно была узкоколейной, но с постройкой ивантеевской линии была перешита на широкую колею. Это 1926 год. Продление до Фрязино - 1935 год, тоже сразу широкая колея.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ЗдОрово! А чего это их вдруг разобрали? Может, послужили бы ещё. Например, вместо Монохрени :unsure:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хоть к Москве не относится, но все же... В 1991 г. ездил по узкоколейке от Рустая до ст. Киселиха (Нижегородская область). Следующий раз там был в 2003 г, и от этой узкоколейки остались только деревянные шпалы, по ее мосту через Керженец даже страшно пешком пройти. Никто не знает, до какого года функционировала эта дорога?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Никто не знает, до какого года функционировала эта дорога?

Ну, сайтов, посвящённых узкоколейкам, в инете столько... :ph34r: Хотя бы "Энциклопедия Младший Брат" Паровоза ИС, или сайт Болашенко. И там, и там про рустайскую систему подробно написано...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В дер. Шатур тоже была узкоколейка, вроде бы до Егорьевска, возили торф и дрова, а также и пассажиров (неофициально). Движение прекращено в 1960-х годах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость

В дер. Шатур тоже была узкоколейка, вроде бы до Егорьевска, возили торф и дрова, а также и пассажиров (неофициально). Движение прекращено в 1960-х годах.

287672[/snapback]

Это линия "Егорьевск - Шатура". Нынешняя ул. Набережная, аллея Гагарина и ул. Кирпичная в городе Егорьевске - ничто иное, как бывшая трасса пролегания данной узкоколейки.

Исчерпывающая информация - здесь: http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=2065

А вот это - доказательство регулярного пассажирского движения на участке "Егорьевск - Шатура":

post-2725-1251371581_thumb.jpg

Изменено пользователем berserker

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В 1960-х годах существовала узкоколейка. пересекавшая Павелецкое направление между Ленинской и Домодедовом. Движения на ней я не видел, бабушка говорила, что ходили вагонетки.

Самому довелось проехать на мотовозе в Электроуглях в начале 1970-х годов, было воскресенье, и машинист подхалтуривал перевозкой дачников к ж.д. станции. А вообще линия существовала для вывоза белой глины из карьеров.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В дер. Шатур тоже была узкоколейка, вроде бы до Егорьевска, возили торф и дрова, а также и пассажиров (неофициально). Движение прекращено в 1960-х годах.

287672[/snapback]

Это линия "Егорьевск - Шатура". Нынешняя ул. Набережная, аллея Гагарина и ул. Кирпичная в городе Егорьевске - ничто иное, как бывшая трасса пролегания данной узкоколейки.

Исчерпывающая информация - здесь: http://narrow.parovoz.com/emb/?ID=2065

А вот это - доказательство регулярного пассажирского движения на участке "Егорьевск - Шатура":

post-2725-1251371581_thumb.jpg

Спасибо! Очень интересно. Вообще я имел в виду село Шатур (ныне - умирающая деревня около Горок, которые нанесены на карту). Но судя по этой карте, именно через Шатур она и проходила. Только непонятно, почему Шатур не нанесён на карту. В то время это был центр местного значения, там ведь церковь была. Саввино ещё Саввино (позже и до недавнего времени было Ново-Егорье). Сабанино почему-то Собинино, при этом нанесены весьма мелкие нас. пункты (то же Сабанино, Коробяты и т.д.) Это действительно карта с тех времён?

 

Странно, старожилы моей деревни (Ал-Шатур) говорят, что на поезд нужно было до Кривандина искать какую-либо попутную лошадь. Получается, что узкоколейка была значитьельно ближе, чем Кривандино. Надо уточнить этот вопрос. Моя деревня находится на 3 км восточнее Собинина и в то время относилась к Кривандинскому району и вроде даже к Рязанской области.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Хоть к Москве не относится, но все же... В 1991 г. ездил по узкоколейке от Рустая до ст. Киселиха (Нижегородская область). Следующий раз там был в 2003 г, и от этой узкоколейки остались только деревянные шпалы, по ее мосту через Керженец даже страшно пешком пройти. Никто не знает, до какого года функционировала эта дорога?

Ну например на сайте Сергея Болашенко есть:

http://sbchf.narod.ru/09/gppjt.html

 

Последний пассажирский поезд прошёл по магистрали в 1999 году.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость

Аккорду: Я прекрасно знаю свой родной район, можно не углублятся в детали, я прекрасно понял, что ты говорил про село Шатур, через который действительно шла колея. Собанино - очень крупная деревня до послевоенного времени. Саввино, уже сейчас, опять обрело свое исконное название, причем эта агломерация по возрасту стремится чуть ли не к 300 лет, также, как и, например, Исаевская - деревня домов на 30, а возраст - 450 с лишним лет. Тоже самое можно сказать и про Коробята, и про Денисиху, однако, про Шатур я никогда конкретно не узнавал, но, судя по расселению, после 1861 года, это - один из хуторов либо Денисихи, либо Коробят (но я не берусь утверждать это, всего лишь предполагаю). Саввино в этой округе всегда было центром, так что насчет Шатура, как центра - вопрос интересный.

Ну а Алексино-Шатур действительно значительно ближе,к Шатуру, чем к Кривандину, это и так понятно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В ШАтуре была церковь, а в Денисихе - не было. Так что центр был именно в ШАтуре. А Саввино (Ново-Егорье) - центр другой волости (или как там эти образования назывались).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А у тебя какая родная деревня?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Это были линии от Бутырской заставы в Петровско-Разумовское (открыта в 1886 году) и более поздняя - от Калужской заставы на Воробьёвы горы. После революции обе эти линии переоборудованы на стандартную трамвайную колею и электрифицированы.

 

Линии парового трамвая в Москве изначально были ширококолейными...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

а узкоколейки имели какую-нибудь связь со стандартными ЖД, или мухи отдельно, котлеты отдельно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В каком смысле связь? Тумская УЖД была частью РЖД

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Как груз доставлялся с места с УКЖД на место с ШКЖД? То есть с узкой на обычную?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

На станциях было оборудовано место перегруза. Или как в Рязановке - пересыпа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость

А местами, кстати, но не в МО, есть совмещенные линии. Т.е. полотно имеет 3 рельса: 1 общий, 1 на узкую колей, 1 на широкую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Летниковскую улицу пересекали ж/д пути. А вчера был на Дербеневской ул и заметил что не доезжая до Жукова пр. улицу тоже пересекают ж/д пути. Кстати еще сохранились на переезде.В каком году дорога была разобрана? И в каком году прекращено движение? Ну и для чего предназначалась?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×