Jump to content

Recommended Posts

Предлагаю в данной теме поговорить о необычных пассажирских вагонах, пассажирами которых не дай бог кому стать. Речь пойдет о вагонах для перевозки заключенных, иначе называемых "Столыпин".

 

Внутри данный вагон можно себе представить как купейный, только без фальш-потолка, с замазанными или зарифленными стеклами со стороны коридора и вместо стенок в купе - решетки. В камерах окон нет. Отделка стен практически отсутствует, полки голые, деревянные. В вагоне есть 3 малые и 5 больших камер. В малых камерах 3 полки просто друг над другом, в больших - 6 полок, на 2-м ярусе есть также полка, кладущаяся между противоположными, таким образом образуя сплошные нары (кстати, наиболее опытные зэки стараются занять именно ее, ибо на нижних полках можно только сидеть, а на 3-м ярусе помещается по 1 человеку, так что меняются с нижними в порядке обмена жилплощадью). Столов в камерах также нет.

Иначе обстоит дело с купе конвоя. Оно в принципе вполне цивильное, но с решетками на окнах (вообще, как нетрудно догадаться, в данном вагоне решетки есть на всех окнах). Также есть купе с печкой для приготовления еды караулу, ну и купе проводников.

 

90% данных вагонов выпущены заводом им. Егорова в 1970-х - 80-х гг, позже их производство продолжил ТВЗ.

 

Внешне такой вагон можно спутать с почтовым или багажным, отличительной чертой прежде всего служит длинное безоконное пространство с одной стороны, после которого маленькое окно туалета и замазанные или зарифленные окна с другой, а также то, что номер данных вагонов всегда начинается на 76*** (5 цифр под кодом дороги приписки).

 

Цепляются такие вагоны обычно к нормальным пассажирским поездам. В некоторые дни (четверг или пятницу) на Ленинградском вокзале можно увидеть такой вагон в составе поезда № 9/10 Москва-Псков. Еще в № 311/312 Москва-Луганск примерно по тем же дням. И помню, как я ехал в поезде № 195 Москва-Брест, к нему такой вагон прицепили в Вязьме (отчего оцепили платформу). Цепляются данные вагоны обычно в голову или хвост состава.

Share this post


Link to post
Share on other sites
ехал в поезде № 195 Москва-Брест, к нему такой вагон прицепили в Вязьме

А где отцепили неизвестно?

Share this post


Link to post
Share on other sites
ехал в поезде № 195 Москва-Брест, к нему такой вагон прицепили в Вязьме

А где отцепили неизвестно?

 

Не помню.

Вообще такие вагоны еще прицепляют в Поназырево, ибо там тоже колония - в 1999 г. ехал в поезде Москва-Соликамск, такой вагон прицепили к моему последнему вагону. Бывает, что и в Можайске, для чего там и сделана 15-минутная стоянка поезда № 195/196 Москва-Брест.

 

Подробнее о внутреннем устройстве такого вагона можно посмотреть здесь: http://www.tyurma.com/stolypin

Share this post


Link to post
Share on other sites

В 375-ом Воркута-Москва есть Столыпинский, в 2012-м году довольно часто попадался.

Share this post


Link to post
Share on other sites

904-й почтово-багажный Москва - Владивосток - тоже, в одном случае из трёх-четырёх, в хвосте будет такой вагон. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

частенько можно встретить такие на КБШ на почти всех поездах

на Потьме сцепляют/расцепляют

но там понятно - целая куча лагерей

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне попадался вагон-зак в поезде 122 Владикавказ-Санкт-Петербург(код 017 77***), возможно прицепленный в Москве(состав видел на Каланчёвской летом 2009 года).

 

 

 

И помню, как я ехал в поезде № 195 Москва-Брест, к нему такой вагон прицепили в Вязьме (отчего оцепили платформу).

 

 

А где отцепили неизвестно?

 

 

Не помню.

 

Коль, скорее всего перевозили зэков из Вяземского изолятора до Сафонова или Смоленска, в окрестностях этих городов очень много колоний, тем более что расписание 195-го позволяет производить манёвры по этим станциям. До Орши-100% нет, хоть там и есть три колонии, но это другое государство и другие законы. У них там своих зэков хватает.



 

 

Бывает, что и в Можайске, для чего там и сделана 15-минутная стоянка поезда № 195/196 Москва-Брест.

В Можае 100% ничего не прицепляют, там просто производят посадку-высадку.

Edited by Sprinter515CDI

Share this post


Link to post
Share on other sites

Раньше в поезде Осташков - Москва постоянно такой вагон видел, прицепляли в Торжке, отцепляли в Твери. В сам поезд ( в купейный вагон) садились для чего то три охранника помимо конвоя в самом вагоне-заке...

Share this post


Link to post
Share on other sites

А этот вагон вообще для перевозки зэков из одной колонии в другую, между которыми 200 км, может сделать крюк в 700 км, чтобы по пути кого-то подсадить или высадить. Читал, что от Москвы до Мурманска он мог идти неделю: 2 дня от Москвы до Питера и 5 дней от Питера до Мурманска. Зэки, естественно, вообще не знают, куда их везут: окон в камерах нет, через окна со стороны коридора почти ничего не видно, а конвойные молчат как партизаны (иногда только могут тихо сказать направление после двух дней многочисленных вопросов об этом, но вообще им разговаривать с зэками запрещено). Так что в данном случае единственный способ узнать направление - прислушиваться к объявлениям на станциях.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А в ночь с пятницы на субботу видел вагон-зак на Курском вокзале между 2-й и 3-ей платформами, на безплатформенном пути. Он был подцеплен только к электровозу ЧС7. И жизнь в нем явно бурлила, он как раз был повернут коридором к 3-ей платформе, на которой я находился, и я смог заметить, что свет в коридоре горел, по коридору практически постоянно кто-то ходил (очевидно, конвойные), ну и через едва приоткрытые окна видел и шевеления самих зэков в камерах. Однако все-таки мне от всего этого стало не по себе, я еще подумал, что меня конвой может в чем-нибудь нехорошем заподозрить (особенно если учесть, что кроме меня на этой платформе никого не было, а конвойные, как мне показалось, все-таки разглядели мое любопытство через эти едва приоткрытые окна) и тогда неприятностей не оберешься, так что я быстренько с этой платформы ушел. Спустя минут 15-20 я вернулся, но этот вагон куда-то убрали (интересно даже: куда, если время было за полночь и в это время поездов уже нет)...

И в субботу в Ниж.Новгороде видел вагон-зак в составе поезда № 904 Москва-Владивосток, причем он был в середине состава! И шел явно не пустым: видел в окне проводницу, а также все окна "обслуживающего персонала" были наполовину открыты.

Кстати, где-то на фотках 2011 г. видел 2 таких вагона на ЧПК в поезде Адлер-Воркута. Интересно, где они набирают в Адлере столько зэков?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Проводники в вагонах для заключенных были и есть (даже можете про это посмотреть в клипе про вагон-зак, ссылку на который я выше давал). А вам вообще не приходила в голову мысль, что проводники в вагонах существуют не только для обслуживания пассажиров и проверки билетов у них, но и для многого другого, например, чтобы давать машинисту сигнал отправления, поддерживать нормальную температуру в вагоне, освещение и многое другое? Вы бы попробовали поработать проводником - столько нового бы узнали и поняли бы, что работа совсем не такая простая, как кажется со стороны пассажира. Только в электричках их нет, ибо там всем управляет машинист и многого нет, что есть в вагонах ЦМВ.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только в электричках их нет, ибо там всем управляет машинист и многого нет, что есть в вагонах ЦМВ.

Раньше они были и в собаках. Ездили в задней кабине. Контролировали закрытие автодверей.

Edited by Sprinter515CDI

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

видел в окне проводницу

----------------------------

Может, это повариха. Там же кухня своя внутри, и контингент, и конвой в пути кормить надо. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не думаю: она была в ж.д. форме, а еду для конвоя готовят их люди. И НЯЗ, женщин в них не берут.

А зэки сидят на сублимированном пайке. Кстати, сейчас по закону конвойные обязаны 3 раза в день снабжать зэков кипятком, а когда их охраняли солдаты, то этого не было. И они делали чифирь сами, что нередко приводило к пожарам. Был как-то случай, как от этого вагон сгорел вместе с ними - конвойные их так и не выпустили, несмотря ни на какие уговоры и клятвы.

Edited by NikOl

Share this post


Link to post
Share on other sites

А в ночь с пятницы на субботу видел вагон-зак на Курском вокзале между 2-й и 3-ей платформами, на безплатформенном пути. Он был подцеплен только к электровозу ЧС7. И жизнь в нем явно бурлила, он как раз был повернут коридором к 3-ей платформе, на которой я находился, и я смог заметить, что свет в коридоре горел, по коридору практически постоянно кто-то ходил (очевидно, конвойные), ну и через едва приоткрытые окна видел и шевеления самих зэков в камерах. Однако все-таки мне от всего этого стало не по себе, я еще подумал, что меня конвой может в чем-нибудь нехорошем заподозрить (особенно если учесть, что кроме меня на этой платформе никого не было, а конвойные, как мне показалось, все-таки разглядели мое любопытство через эти едва приоткрытые окна) и тогда неприятностей не оберешься, так что я быстренько с этой платформы ушел. Спустя минут 15-20 я вернулся, но этот вагон куда-то убрали (интересно даже: куда, если время было за полночь и в это время поездов уже нет)...

 

Теоретически, могли увезти этим электровозом на Ленинградский или Белорусский вокзал для прицепки к какому-то поезду, а на Курский он до этого пришел с другим поездом...

Edited by Дон Корлеоне

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Цепляются такие вагоны обычно к нормальным пассажирским поездам.

 

 

Я как-то ехал из Пинска в Витебск, в Орше сажали в такой вагон прямо на платформе. Подъезжали автозаки и под лай рвущихся собак заключенных сажали в вагоны. Витебская область в Белоруссии славится обилием зон.

 

В России видел вагонзак на ветке Янисъярви - Лодейное Поле. Я садился в Ляскеля, там начальник станции сказала, что поезд на полчаса опаздывает, потому что "к нему в Янисъярви тюрьму цепляли". Опоздал он еще больше чем на полчаса и долго стоял в Олонце, где то ли высаживали кого-то, то ли сажали.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

она была в ж.д. форме, а еду для конвоя готовят их люди. И НЯЗ, женщин в них не берут.

А если женский этап? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

она была в ж.д. форме, а еду для конвоя готовят их люди. И НЯЗ, женщин в них не берут.

А если женский этап? 

 

___________________________________

 

А какая разница какой этап? Конвойные всегда только мужчины и кухня в этом вагоне существует для приготовления еды для конвойных. Зэкам с нее ничего не перепадает.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так зэков что совсем в таких вагонах не кормят, даже если во Владивосток неделю везут?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так зэков что совсем в таких вагонах не кормят, даже если во Владивосток неделю везут?

______________________________

 

Полноценно - нет. Но это связано не столько с жадностью конвоя, сколько с тем, что их в туалет тоже надо выводить, а с учетом их количества если их выводить постоянно, то конвою других дел не останется, кроме как каждого выводить в туалет (а ведь их выводят по одному и на 1 мин). Поэтому вообще любое принятие пищи или воды зэкам в данных вагонах нужно свести к минимуму. А еще желательно иметь 2 бутылки воды - одну для питья воды, второй для ее отлива, ибо следующий раз тебе могут разрешить выйти в туалет часов через 4-5 :) 

Да, и дверь в туалет для зэков (а он у некотлового конца вагона) не запирается, в ней еще есть окошко, чтобы конвойные видели, что там делает зэк.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В июне видел вагон-зак в составе поезда № 318 Москва-Архангельск, а сегодня в № 356 Москва-Уфа. Но если по первому могу предположить, что их везли в Архангельскую область, где много колоний, то со вторым есть загвоздка - вроде понятно, что их скорее всего везли в Зубову Поляну/Потьму, которые, как известно, славятся колониями, но ведь 356-й на них стоит 2 мин. Вагон был в голове. И как его отцепляли за это время? Ведь нужно еще и локомотив отцепить, а потом прицепить...

Вот раньше, когда был жив почтовик № 909/910 Москва-Челябинск, то наверняка этот вагон катали в его составе.

 

P.S. Да, и этот вагон-зак был единственным зеленым в составе! Я к нему подошел, через чуть приоткрытые окна услышал, как конвой гремит посудой, ну а в "тюремном" отделении все окна были закрыты и зарихтованы или замазаны, через них что-то увидеть было невозможно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скорее всего везли их в Рузаевку или Инзу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не совсем так. Тут вспомнил рассказ одного парня, который ехал на 356-м и как раз в его составе был этот вагон. Так вот, зэков сажали в Рязани (но не факт, что он шел пустым из Москвы: ведь в этом вагоне тоже кого-то высаживают, кого-то сажают), а в Потьме вместо 2 минут стояли 10, так как кого-то из зэков высаживали. Ну и потом высадка зэков была и в Рузаевке. Но где отцепили этот вагон - он не заметил...

 

P.S. Вообще уже Верховный суд Коми приравнивал перевозку зэков в таких вагонах к пыткам и кому-то из зэков даже удавалось получить компенсацию. Естественно, речь не идет о том, чтобы их вообще не возить или возить в VIP'ах, но когда на несколько суток этапа в малые камеры набивают по 6 человек, а в большие - по 16, в итоге на каждого зэка приходится по 0.3 кв.см, то это и правда не дело. Хотя вообще говорят, что вагон-зак по сравнению с пересыльной тюрьмой еще ничего.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я помню, бабушка рассказывала, что когда как-то возвращалась с даче в поезде "Великие Луки - Москва", с ней в обычном купе ехали два з/к, вместе с которыми был сопровождающий (четвёртый пассажир в этом купе). Было это где-то в начале 90-х. Вот так их перевозили в обычных вагонах.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не думаю, что это были именно зэки, это вполне могли бы быть подследственные, вина которых еще не доказана. Ведь зэки могут собой представлять серьезную опасность для окружающих пассажиров, да и сбежать из обычного вагона даже при наличии конвоя (тем более, если он один) практически ничего не стоит. Кстати, видел клип, в котором был показан мужик, ехавший один в малой камере вагон-зака. Причина была в том, что его приговорили пожизненно за убийство.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ещё самостоятельно отправляются в колонию-поселение (но за счёт государства), если не оказались под стражей (и суд не изменил меру пресечения до вступления приговора в законную силу). Хотя норма относительно свежая.

 

Несовершенолетних ещё может сопровождать сотрудник колонии (при необходимости), могли по целесообразности. Взрослых ОДИН конвоир сопровождать не может.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ещё самостоятельно отправляются в колонию-поселение (но за счёт государства)

 

И как это выглядит, выдал участковый бесплатный билет и сказал человеку: "А езжай-ка ты в колонию-поселение, поезд в XX:XX, тебя там встретят и разместят" ?

Edited by Дон Корлеоне
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как-то писали про бывшего зека, который сидел по экономической статье. Он даже сидя на зоне сумел договориться о сбыте продукции тюремных мастерских после чего его вот так, с парой конвоиров отпускали разъезжать по стране заключать контракты. Может НикОл его и встретил?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×