Jump to content
Sign in to follow this  
Вперёдсмотрящий

История московского такси

Recommended Posts

Вот вроде бы не было у нас такой темы, меж тем как такой вид транспорта занимал видную часть нашей транспортной истории, особенно то при прежних демократических ценах моего детства, которые существовали до середины 70-ых годов и равнялись 10 копейкам за километр пробега и 10 за посадку. С середины 70-ых цены были подняты в два раза.

Автомобилями такси моего детства были ГАЗ-21 и ГАЗ-24 "Волга". ГАЗ-24 были не слишком примечательными, в то время они почти сплошь имели один окрас - фисташковый, какие то оттенки попадались нечасто, а уж резко отличающиеся цвета и совсем редко.

ГАЗ-21 были поинтереснее. Там были и "красные шапочки", то есть автомобиль светлого тона с красной крышей и вообще масса разнообразных оттенков, вплоть до бирюзового. На поздних 21-ых сидения впереди были раздельными, а типичного дивана не было, сидение пассажира впереди было неудобным и складным (видимо для того, чтобы впихнуть какой-то большой груз (типа новогодней ёлки). На более же старых был удобный диван и в принципе в такую "Волгу" из-за того, что переключение передач было на рулевой колонке помещалось 6 человек. Не знаю, допускалось ли это правилами, но мы ездили вшестером. Таксистские шашечки на более старых машинах размещались бессистемно и лишь на 21-ой так называемой второй серии (точнее поздней второй) их упорядочили до привычных нам...

И вот чудесное фото 21-ой "звезды" (как я понимаю ещё М-21), причем снято в двух шагах от моего прежнего дома. Жаль, что я сам ни разу не ездил на "звезде", то есть "Волге" первой серии. Да и было то их тыщ 30 всего, а в такси и ещё меньше...

 

0ac896c82fd2da139bcbee9140c1b5dd.jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

На 21-ой такси так называемой "второй серии" мне поездить (немного) уже удалось. Гамма цветов там была все еще очень разнообразна и передние сидения еще представлял собою общий диван, вообще сидения на 21-ой такси стали впереди раздельными на машинах не ранее 63-го года выпуска. Но на такси "второй серии" шашечки заняли уже более привычное нам место и стандартизировались. Вот характерное фото Волги-такси второй серии:

 

e7cea65890416d7f8df7010a5894a47f.jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В конце 80-х годов ехал в Москве на такси ГАЗ-31029, серого цвета, естественно с шашечками и таксометром (или 3102, точно не вспомню), но помню что это была уже не -24 или не -2410. Таких машин было очень мало в качестве такси.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Честно скажу, что в 3102 "советское такси" не то, что не ездил. но и не видел даже...

 

Чуть-чуть дополню про ГАЗ-21/М-21 такси. Существует расхожее мнение, что оленей на модификации такси Волг "первой" и "второй" серии не ставили, а их заменяла декоративная "капля" на капоте (ну а на "третьей" серии и вообще не было оленя ни на такси, ни на не такси). Так вот - смотрим на фото черной звезды в первом сообщении темы и прекрасно видим оленя на модификации такси. Вот на 21-ых такси "второй" серии мне и вправду оленя видеть не доводилось. Там и вправду была некая "капля"...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хотелось бы закончить со "звездами" - такси и оленями.

Вот еще пара фото Волги такси первой серии с оленем

 

12941f729e4b.jpg

 

4a18c9c4e15f.jpg

 

Из чего можно сделать вывод, что отсутствие оленя на Волге такси первой серии (звезде) есть примитивная легенда.

 

Ну а на такси "второй серии" (акулья пасть) оленей и вправду не было. Место обычного оленя на стандартной Волге второй серии, на модификации такси и вправду заменяла некая "капля".

 

b18f52914492.jpg

 

Ну и просто прикольное фото Волги такси третьей серии, на которой я ездил десятки раз

 

3fdb5ab41c01.jpg

Edited by Вперёдсмотрящий

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересная тема. Продолжай, Константин.

Вопрос такой. Я вот не совсем понял: М21- это тот же ГАЗ-21, только сборка в другом месте? В Москве?

 Сейчас лень пересматривать- не помнишь, в "Берегись автомобиля" первая или вторая серия ГАЗ-21 снималась?

 По-моему, всё-таки вторая, "акулья". По крайней мере, та машина, которую Деточкин всё же угнал у Семицветова. Или я ошибаюсь?

Share this post


Link to post
Share on other sites

М-21 это тот же завод, просто носивший еще при выпуске "первой серии" имя Молотова (отсюда и М-21).

"Берегись автомобиля" уж точно не помню, по моему Волгой "второй серии" была машина, за которой жена Деточкина гналась на троллейбусе, а у Семицветова была третья серия. Короче надо пересматривать.

 

Теперь предлагаю вспомнить Москвичи "второго поколения" так же работавшие в Москве в качестве такси. Когда завод МЗМА освоил выпуск модели М-402, то часть машин в связи с постоянной нехваткой машин такси в Москве была выпущена в модификации М-402Т (такси). В недавно вышедшем журнале "Автолегенды СССР лучшее" о модели М-402 говориться, что в модификации такси таких машин было изготовлено для Москвы 148 штук и еще говорится, что они имели демократичную цену проезда в два раза дешевле чем в Победе, но цифр не называется. Работали они в Москве с 1957 года.

Вот фото такой машины:

 

967764c29174.jpg

 

В связи с переходом МЗМА в 1958 году к выпуску новой модели М-407, часть из них также была выпущена в виде такси, но сколько я не знаю, ясно, что немного. Проработали они в Москве до второй половины 60-ых годов.

Лучше всего такую машину можно посмотреть в советском фильме "Зеленый огонек", где она играет одну из главных ролей и озвучена голосом Гердта.

 

Вот ссылка на просмотр фильма в он-лайн. Москвич 407Т появляется почти сразу

 

http://komedii.zzumer.com/zeleniy_ogonek/

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Совсем забыл. Завалялась фотка старых таксометров, справа таксометр грузового такси, который ставился на ГАЗ-51, а слева на легковой автомобиль, ставился на Победу (М-20) и на Волгу первой серии (М-21) до 60-го или скорее до 61-го года, до реформы денег...

 

5a017972472a.jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хотелось бы выложить пару фото "Побед" (М-20) такси. Победы в большинстве случаев несли двухцветную окраску или были серыми (реже), лишь когда в 1957-году Хрущев сократил парк персоналок, в такси появились "Победы" других цветов.

 

Вот фото типичной московской "Победы" такси "второй серии", так называемой "тельняшки" в самой характерной для московского "победовского" такси окрасе.

По моему более всего фото интересно тем, что снято в подмосковной деревушке Строгино :)

 

1d502f846a4f.jpg

 

А вот это фото сразу скажу не Москва, а Новосибирск, на момент съемки место носило имя площадь Сталина.

Тут интересны такси в варианте "кабриолет", причем не одно. Я, честно говоря, даже долго не знал, что какая то часть кабриолетов попала в такси...

 

da2c423dd8ae.jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Поздняя ГАЗ-21 такси третьей серии внутри уже с раздельными сиденьями, а не диваном. Как я понимаю, такие раздельные сидения ставили на такси с 1963-го года. Сиденье переднего пассажира было столь неудобно, что впереди попросту предпочитали не садиться, что было в принципе хорошо, так как никаких ремней безопасности в ГАЗ-21 не было..

 

48f868bb60e3.jpg

 

d6164769ad37.jpg

 

03fdc2df05d4.jpg

 

А бывало и так :)

 

fc7095fd9ac9.jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фото таксометра ГАЗ-21 третьей серии (поздней)

 

27db5fe47e36.jpg

 

И еще раз про переднее сидение ГАЗ-21 такси третьей серии (поздней). Два цветных фото, видно как укладывался багаж.

 

92e30c19b7ef.jpg

 

e25f2fb59ce4.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Просто кошмарное переднее сиденье в ГАЗ-21 на фотках выше, напоминает больничные носилки.

Неужели нельзя было сделать что-то получше, или сделали так специально, чтобы пассажиры не садились рядом с водителем?

 

 

Насчет таксометров помню что в 80-начале 90-х годах на ГАЗ-24 были несколько другие, и подсвечивались в ночное время (не помню точно уже, белым или зеленым).



Может это был не конец 80-х а начало 90-х?

 

Это либо 89 либо 90 год был, точно уже не 91-й. Была ГАЗ-3102 серого цвета, с шашечками наверху, причем поймали ее на стоянке такси в Москве родители. Не помню это был московский или областной таксопарк.



А еще в инете можно найти инфу, что ГАЗ-24 для московского такси собирались в том числе на 2-м московском АРЗ на Б.Ордынке из деталей с завода ГАЗ, а кузовные детали они сами там штамповали (!!). Шли такие машины по документам как капремонт ГАЗ-24 с заменой кузова. Как это все выглядело интересно, и что там от старых машин оставалось?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Просто кошмарное переднее сиденье в ГАЗ-21 на фотках выше, напоминает больничные носилки.

Неужели нельзя было сделать что-то получше, или сделали так специально, чтобы пассажиры не садились рядом с водителем?

Видимо пассажиры часто оказывались в нелепой ситуации, не получалось разместить груз (ну хотя бы большой телевизор) в такси, ведь ГАЗ-22 в такси не было (или было крайне мало. Вот и сделали как сделали...

Но вот странно, мне в ГАЗ-21 больше запомнились диваны, видимо более врезались в память либо поездки на "второй серии", либо на ранней третьей. Хотя это и странно в принципе...

 

Кстати, вот оказывается есть таки у меня фото Волги "второй серии" с оленем, хотя казалось бы...

То ли ее шофер был слишком крут и установил оленя сам, либо эта машина попала в такси из сокращенного чиновничьего парка...

 

e8a793d8e6ed.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Наверное многие слышали, что при СССР существовали талоны на проезд в такси в Москве и столицах союзных республик по крайней мере. Выдавались они во всяких министерствах, предприятиях тем, кому машина служебная по рангу не полагалась, но отправить их при этом в автобус было неловко. Выдавались они с какой то квотой на месяц, с какой не знаю. Многие ими не пользовались, а отдавали детям или женам/мужьям.

 

Вот фото такого талона из Москвы второй половины 80-ых

 

2c083cb258cb.jpg

 

4b6b60d304b1.jpg

 

А вот из Риги, но тут правда за 60-ые

 

659a45f5e44a.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насчет таксометров помню что в 80-начале 90-х годах на ГАЗ-24 были несколько другие, и подсвечивались в ночное время (не помню точно уже, белым или зеленым).

 

Да, вот такие.

 

ece2dac44184.jpg

 

Подсвечивались (насколько помню) белым. Модели нигде не написано. На сайтах разных продаж указывается "т-9д" и фото такого таксометра. Но это бред. Т-9д - это таксометр более старого типа. На фото выше поздней ГАЗ-21 ясно видна надпись т-9д на абсолютно другом таксометре...

 

А вот еще одно фото таксометра в интерьере Победы. Выше я уже приводил его фото такого отдельно. Такие же были и на Волгах "звездах"

 

cfa426c66c4c.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще про "Победу" такси. Как известно на первой серии Побед отопителя не было вовсе, а на второй (двухэтажная тельняшка) и естественно на третьей (улыбка) он уже был. Но был скорее одно название, что был. В такси-Победах я, естественно не ездил, так как они ушли с линий в 62-ом, но на обычных Победах без переделанного отопителя несколько раз катался. Скажу так, если осенью он еще чуть-чуть грел (впереди), то зимой в Победе была фактически та же тем-ра, что и на улице, а заднее окно замерзало (да и боковые частенько).

Поэтому шоферы работали поголовно в ушанках и тулупах как вот на этом фото

 

fd66d1835db8.jpg

 

И при всём при том в такси было довольно много кабриолетов. Как в них было зимой остается лишь догадываться...

 

487b0e005548.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, вот я долго не знал, что в московском такси работала такая весьма популярная по началу у индивидуального потребителя машина как М-408. Но видимо их было крайне мало, поскольку абсолютно не могу припомнить кадров из кинофильмов или чего-либо в таком роде где бы мелькала хоть одна из таких машин. И тем не менее такие машины в такси Москвы были примерно где то в середине 60-ых годов с освоением на заводе этой модели.

 

78292f9fbdc0.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Просто кошмарное переднее сиденье в ГАЗ-21 на фотках выше, напоминает больничные носилки.

 

 

 

В чём-то Вы правы: это сиденье - аналог заднего сиденья санитарного варианта ГАЗ-21, которое устанавливалось в салоне как раз рядом с носилками. Складным оно делалось для того, чтобы можно было пролезть на "самое заднее" сиденье (3-й ряд сидений, рядом с изножьем носилок).

 

 

А еще в инете можно найти инфу, что ГАЗ-24 для московского такси собирались в том числе на 2-м московском АРЗ на Б.Ордынке из деталей с завода ГАЗ, а кузовные детали они сами там штамповали (!!). Шли такие машины по документам как капремонт ГАЗ-24 с заменой кузова. Как это все выглядело интересно, и что там от старых машин оставалось?

Это и были т.н. "Красные Шапочки" - ГАЗ-21 после капремонта, окрашенные в молочно-белый цвет с красной крышей.

 

По моему более всего фото интересно тем, что снято в подмосковной деревушке Строгино :)

Боже мой, наше Строгино! Интересно, в какой части нынешнего Строгино была эта улица? Подозреваю, что на Исаковского - она исторически является самой большой улице бывшей деревни.

 

А вот это фото сразу скажу не Москва, а Новосибирск, на момент съемки место носило имя площадь Сталина.

Тут интересны такси в варианте "кабриолет", причем не одно. Я, честно говоря, даже долго не знал, что какая то часть кабриолетов попала в такси...

 

"Победы"-кабриолет-такси застал в Анапе в 1966 г. Это был первый (и надолго-надолго остававшийся единственным) в моей жизни случай, когда я прокатился в открытой машине. А вот что их поставляли в Новосибирск - очень странно: там же холодно!

 

 

А вот еще одно фото таксометра в интерьере Победы.

Интересно, что таксометр здесь установлен на штатное место радиоприёмника. Типа, таксисту и его пассажирам радио слушать не полагалось? А вот в такси ГАЗ-21 и ГАЗ-24 таксометр устанавливался на своё особое место, но были ли в этих машинах радиоприёмники - сейчас никак не могу припомнить...

Edited by warrior

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Победы"-кабриолет-такси застал в Анапе в 1966 г. Это был первый (и надолго-надолго остававшийся единственным) в моей жизни случай, когда я прокатился в открытой машине. А вот что их поставляли в Новосибирск - очень странно: там же холодно!

 

Предположу, что люди плохо покупали "кабрики", а учитывая то, что их было изготовлено чуть более 14000 часть из них в какой-то период стали выпускать в модификации "такси", которых в целом было более 37000, но вот сколько из них было "кабриками" неизвестно, но, вероятно, весьма много, причем распространенных неразумно и бессистемно, фото такси-кабриков есть из таких городов как Новосибирск (фото выше) Омск и каких то ещё, мягко говоря,не слишком подходящих по климату для эксплуатации кабриолетов...

При этом завод от производства кабриолетов отказываться не желал (возможно имея дефицит хладнокатаного стального листа на крышу) и даже разработал модификацию кабриолета из Победы третьей (последней) серии, правда серийно ее не выпускал, но несколько таких машин было (и даже фото есть), правда в такси их не было точно..

Share this post


Link to post
Share on other sites

Посмотрел "Зелёный огонёк" - не шедевр, конечно, но душевный фильм, ничего не скажешь!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, интересно, что в конце фильма "Москвич" привозит почти такую же выручку, что и "Волги" - и это при том, что тариф на "Москвиче" вроде бы был в 2 раза меньше?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за экскурс в историю. Продолжайте, очень интересно читать.

Т.к. не ездил ни на одном из представленных авто, неужели комфорт авто настолько сильно отличался, или цены зависели не от авто?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за экскурс в историю. Продолжайте, очень интересно читать.

Т.к. не ездил ни на одном из представленных авто, неужели комфорт авто настолько сильно отличался, или цены зависели не от авто?

Ну с М-402/407 - это был явно эксперимент от отчаянной нехватки машин, да и было их крайне мало (148 штук 402Т и какое то сопоставимое число 407Т), ну а разная цена, думаю, объяснялась традицией тогдашнего времени, по крайней мере проезд в ГАЗ-12 (ЗИМ) так же был дороже чем проезд в Победе в полтора раза, ну, вероятно и подумали, что так как машина М-402/407 более низкого класса чем Победа, то и цена должна быть меньше...

Кстати я не уверен, что в доинтернетную эпоху массовый пассажир вообще знал о дешевизне проезда в Москвиче, тем более, что шансов "напороться" на одну из всего то 150 машин в огромной Москве весьма невелики...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще фото Побед такси второй серии. Пусть не Москва, а Рига, но не суть, зато цветные.

 

0aa6e6c0a203.jpg

 

62147e9b0bca.jpg

 

Победа такси третьей серии (М-20В). По моему чисто визуально было меньше чем машин второй серии

 

88bdf3c4b05b.jpg

 

И вот редкое фото Победы-кабриолета третьей серии, правда к такси оно не имеет никакого отношения, но тем не менее. Даже в книжках утверждается, что кабриолетов Побед третьей серии не было так как производство кабриолетов было завершено за пару лет до начала производства Побед третьей серии и тем не менее такие машины были вот фото.

 

2712838bbc3e.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, как то попалось фото мотороллерного такси. Вроде вот и не Вьетнам у нас, тем не менее такие вот мотороллеры с шашечками реально существовали

 

702070c11d05.jpg



Так же существовали маршрутные такси, которые с полным основанием можно считать такси, так как приписаны они были к таксомоторным паркам. Правда был четкий тариф и маршрут. Цена проезда была от 10 до 20 копеек, но чаще всего 15. Деньги опускались в кассу (как и в МГТ), также отрывался билет, существовал штраф за безбилетный проезд в 1 рубль, встречались и экзотические варианты маршрута и тарифа к примеру м.Сокол - Архангельское ценою в 70 копеек, но ввиду того, что мало кто ездил их быстро отменяли, по видимому тому кому было не жаль расстаться с 70-ью копейками проще было взять обычное такси за 1,50 чем сидеть в маршрутке в ожидании ещё десяти горемык. Маршрутками в моем детстве были РАФ-977, позднее их сменили РАФ-2203. Вот пару фото 977-ых..

 

d3ff3a08af2b.jpg

 

d14cc04a22b9.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Теперь можно написать о грузовом такси. Собственно говоря, грузовое такси началось в Москве с машины ГАЗ-51 и говоря уж совсем правильно, существовало собственно грузовое такси, которое представляло из себя машину ГАЗ-51Т, то есть обычный грузовик ГАЗ-51, но с более высоким кузовом (как у ГАЗ-63) без скамеек внутри и по моему без дуг и тента, что было крайне неудобно ибо более чем одному ехать в таком такси было нельзя и куда более популярное грузопассажирское такси представлявшее из себя машину ГАЗ-51Р, то есть грузовик с тентом и деревянными лавками внутри кузова, с прорезанной дверью в заднем борту и лестницей. В такой машине могли ехать фактически сколько угодно людей.

Вот фото такой машины:

 

1d28326dfc4c.jpg

 

По моей памяти кабина их чаще всего окрашивалась в синий цвет, а кузов в серый, но существовали и другие варианты

 

К примеру вот такой с бежевой кабиной и красной крышей. Видимо это сделали по аналогии с окраской легкового такси вошедшей тогда в моду.

Вот фото (пусть не из Москвы, но не суть)

 

5b5af00aed49.jpg

 

Кстати, фото таксометра грузового (грузопассажирского) такси есть выше в теме в посте 10.

За вызов грузопассажирского такси сперва брали по пробегу от парка до клиента и далее по киломенторому тарифу, а позднее (с начала 80-ых) стали брать стандартную сумму в 3.20 и машина приезжала к клиенту с включенным зеленым огоньком и лишь потом включался таксометр.

 

Позднее машины ГАЗ-51 стали вытеснять ГАЗ-52/53, ну и к началу 80-ых годов ГАЗ-51 в Москве (в грузопассажирском такси) не осталось. По крайней мере я последний раз ехал в грузопассажирском такси ГАЗ-51Р где то в 79-ом году.

Ну а фото такси ГАЗ-52/53 вот:

 

60571630607e.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот фото грузопассажирского ГАЗ-21Р сзади. Хорошо видно дверь в заднем борту и лесенка

 

764246de6482.jpg

 

И еще фото ГАЗ-21Р

 

43923c370f1d.jpg

 

Ну и фото ГАЗ-21Т

 

bf3408c76e1d.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Показанные на фото такси-мотороллеры работали только на территории ВДНХ. Там же по маршрутам развозили людей сначала троллейбусы МТБЭС-ВДНХ, после ликвидации троллейбусной линии на территории ВДНХ - автопоезда РАФ (виден на снимке рядом с мотороллерами), но именно по маршрутам, а на мотороллере можно было поехать в пределах ВДНХ индивидуально куда угодно. О своей работе водителем такого такси упоминает писатель Борис Левин в автобиографической повести "Инородное тело". В журнале "Наука и жизнь" советских времён в каждом номере была статья инженера Л.М.Шугурова про автомобили или мотоциклы, в конце 70-х в одном из номеров была статья "Трициклы", где описывались в том числе и эти мотороллеры. Мне довелось на таком прокатиться году в 69-м, что-ли.

Edited by warrior

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×