Jump to content
Sign in to follow this  
Вперёдсмотрящий

Речной транспорт пригородного и городского сообщения (история)

Recommended Posts

Ну вот у нас в разделе "История транспорта" нет отражения такого не очень большого, но весьма интересного сегмента транспорта как пригородный и городской речной и озерный. 

Ну с чего начать первым постом. Начну с легендарных и очень привычных чуть более старшему поколению "М" - "Москвичей".

Проект 515, 544, 544М. Разработан в 1947 году ЦТКБ Минречфлота РСФСР.

«Москвич» начали выпускать в 1948 году на Московском судоремонтно-судостроительном заводе МССЗ (крупносерийное производство с 1949 года). Выпускались до 1954 года. Теплоходы проекта 544 строились и позднее в течении многих лет на разных заводах (Херсоне к примеру). Херсонские получали обозначение тип ПТ, хотя по сути от "Москвичей" не отличались. 

В общем и целом "Москвичей" построили более 500 шт.

Привожу фото двух табличек (МССЗ и Херсон), схему. А также пару фото:

1. 1961 год. Горький. М-95 следует в Бор

2. Москва. Фрунзенская набережная

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

На базе "Москвича" в Ленинграде был создан оригинальный тип "Ленинградец". Он отличается от "Москвича" уменьшенной высотой. Естественно, что это нужно было с целью прохода под низкими ленинградскими мостами. «Ленинградцев" (проект 564К строили в Петрокрепости  на Невском судостроительно-судоремонтном заводе. В период с 1954 по 1956 годы было построено всего 20 теплоходов. Л-1 - Л-20. Они , как и "Москвичи, тоже несли одну букву в названии "Л" и номер ("Москвичи" букву "М" и номер).

В принципе на "Ленинградце" можно покататься и ныне, ходит в СПб с названием "Сенатор".

Ну и историческое фото Л-5.

image.jpeg

  • Like 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Теплоходы типа "Заря" и "Заря-Р" (946 и Р-83).

-----

"Появления на реках СССР теплоходов типа «Заря» произвело настоящую транспортную революцию в районах с неразвитой дорожной сетью и мелководными реками, не оборудованными причалами (Сибирь, Урал, Дальний Востоки Северо-Запад России). Традиционными видами транспорта для жителей этих районов были лодки. Речные суда традиционного типа обладали малой скоростью и не могли подходить для посадки/высадки пассажиров к необорудованному берегу. «Зори» обеспечили надёжную связь между маленькими посёлками на берегах рек и райцентрами (городами), перевозили туристов, грибников, дачников"

-------

И добавить то нЕчего. Большая была вещь и по настоящему народная. Много, конечно, и недостатков. Салончик тесный, где то и душноватый, тряски, вибрации едва на реке волна. Шум такой будто в вагоне метро едешь, разговаривать надо громко, а за "Зорькой" шлейф дыма, экологии никакой. Но "Зорька" позволяла доехать в такие дыри, куда без неё лишь с рюкзаками несколько дней и с ночевками в лесу...

Делали их там же где и "Москвичи"..

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тип "Зарница" (проект 1435) - не слишком удачливый конкурент "Зари" и куда менее распространённый (раз в 5 наверное ибо "Зарниц" изготовили около 100 штук). Делали их в трёх местах. 

На Судостроительно-судоремонтном заводе в Астрахани. На судостроительном заводе а Сосновке и Горьком на экспериментальном заводе.

Это был тип речных судов на  воздушной подушке. Предназначены для местных пассажирских рейсов по мелководным рекам. По компоновке и основным размерам судно повторяло теплоход типа «Заря» и имело с ним большой уровень унификации. Но был применён двигатель в 235 л. с. Хотя следует и заметить, что «Зарница» почти вдвое легче «Зари» (полное водоизмещение 14,6 т и 30 т у "Зари"). Но большое сопротивление и другие факторы давали "Зарнице" существенно меньшую скорость (менее 35 км/ч или около неё. При в принципе сохранении у "Зарницы" таких же неудобств для пассажиров как и у "Зари" (душновато, тесновато, шумновато). Причём рейс продолжался дОльше из за меньше скорости. Брала "Зарница" 48 пассажиров. Ну и несколько фото "Зарниц"

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Попытка улучшить "Зарницу" выразилась созданием теплохода типа «Луч»" (проект 14351, 14352), то есть модифицирование "Зарницы"), так же пассажирского быстроходного теплохода на воздушной подушке. Спроектировал тип "Луч" ЦКБ Вымпел в 1980 году. Предназначен для перевозки пассажиров на местных линиях мелководных рек, но и для крупных рек тоже. К примеру Луч-2 делал рейсы как по Волге так и по реке Кострома.

Изготовляли теплоходы типа "Луч":
Судоремонтно-судостроительный завод (Астрахань) 
Московский судостроительный и судоремонтный завод (МССЗ)

Плюсы в нем выразились прежде всего в весьма существенном возрастании скорости (до 45 км/ч), ну и при оставлении почти такой же вместимости в 51 чел, но правда в 15 стоячих мест.

На судах типа "Луч" я ездил лишь на одном (Луч-2), но правда несколько раз и все по магистральной реке Волга между Костромой и Плёсом. Причаливали с выползанием на берег носовой части и в Лунёво и в самом Плёсе, с этим у Луча никаких проблем. Скорость весьма на уровне, как уже сказал до 45 км/ч, но на волнении весьма сильные вибрации, в принципе ехать далеко неидеально. Душно? Тут я бы не сказал, вполне нормально. Тесно? Где то да, но вполне светло, привожу чертёжник салона Луча-2, который взял в справочнике корабельного инженера Смирнова. Ну ещё пару фоток, конечно. В любом случае вспомнить все эти три интересных типа "Заря", "Зарница" и "Луч" стоило. Идеально бы если бы кто то что то бы добавил

 

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

Edited by Вперёдсмотрящий
  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот несколько фото теплоходов "Заря". Фото 1 исторический внутренний вид, в принципе даже тут чувствуется, что тесновато. Фото 2 вид несколько изменённый (это вторая половина 90-х годов). Фото 3 - это 1972 год МССЗ, строятся "Зори". Фото 4 - это город Ржев, перед мостом, вот даже там работали "Зори", и туда добирались..

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

на Заре имел счастье прокатиться один раз по Дону (Воронеж - Лиски, в то время Георгиу-Деж)... все здорово, но грохот действительно ниипический, это я хорошо запомнил ))

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Зеркало сказал:

на Заре имел счастье прокатиться один раз по Дону (Воронеж - Лиски, в то время Георгиу-Деж)... все здорово, но грохот действительно ниипический, это я хорошо запомнил ))

На  тип 946 "Заря"  это связано с необходимостью достижения высоких  показателей. Глиссирующий режим движения давал очень сильную тряску при ходе на волнении. Салон был довольно тесным, вентиляция плохой. Это были особенно некомфортный суда из всех обсуждаемых. 

На теплоходах Р-83 "Заря-Р" условия для пассажиров были существенно улучшены. Уровень шума в салоне был несколько снижен за счёт применения звукоизоляции машинного отделения. Тримаранные обводы носовой существенно смягчали удары волн. Была применена улучшенная система вентиляции и на части судов было кондиционирование.

Ранние "Зори" легко отличить по отсутствию леечного ограждения в носовой части. Приводил уже выше фото такой "Зари". 

Вот ещё фото такой "Зари" (фото 1). И "Заря-149" на ростовском озере Неро (фото 2). "Заря-Р" (фото 3)

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

Edited by Вперёдсмотрящий
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

По "Зарнице". Припоминаю "Зарницу" на озере Стерж. Ходила она там от Пено по маршруту Пено - Ширков Погост - Коковкино. Коковкино находится примерно в 8 км от села Свапуще на озере Селигер. Весь этот маршрут от Пено до Коковкино по воде составлял около 60 км. Учитывая невысокую скорость "Зарницы" (около 35 км/ч максимальная), она совершала этот рейс (учитывая остановки) более двух часов.

Ну и приведу рисунок компоновки "Зарницы", как мы видим тут двухместные сидения и всего 48 мест (по сути автобус водный). 

Ну и ещё одно фото "Зарницы", на сей раз на реке Клязьма..

image.jpeg

image.jpeg

Share this post


Link to post
Share on other sites

А какой мог быть маршрут по Клязьме?

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Krendel79 сказал:

А какой мог быть маршрут по Клязьме?

 

От Владимира до Спас-Купалища.

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, rvu сказал:

От Владимира до Спас-Купалища.

Не только. Ещё от Вязников до Олтушева и до Глушиц.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Раньше такие суда много где ходили. Серпухов-Калуга, Серпухов-Алексин, например. Сначала Заря там была, потом Луч.

Share this post


Link to post
Share on other sites

@rvu @igla Или или. Но вообще "Зарница", тут я хотел чуть поправиться, в части рисунка-чертежика салона из предыдущего поста, строилась ведь на трех предприятиях (как говорилось), В Москве, Астрахани и Горьком (экспериментальный завод), так вот тут вычерчено головное судно именно горьковского завода с собственным именем "Горьковчанин". Просто он имел по носовой части некоторые отличия от классической "Зарницы", салон же точно такой. Вообще он странноватый казался внутри, длинным и двухместные сидения и темноватым, помножив на невысокую скорость, езда тоже была утомительной...

Только что, rvu сказал:

Раньше такие суда много где ходили. Серпухов-Калуга, Серпухов-Алексин, например. Сначала Заря там была, потом Луч.

"Зори" потом убрали на восток, на Сибирские реки, где берега крепче, подмывала берега "Заря" крутой волной от глиссирующего режима...

Edited by Вперёдсмотрящий

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну вот, собственно, фото головного судно горьковского экспериментального завода, которое носило собственное имя "Горьковчанин" у Гончарной набережной в Москве...

image.jpeg

1 час назад, rvu сказал:

 

От Владимира до Спас-Купалища.

Вот как раз фото "Зарницы-8" во Владимире (по собору легко определить)

image.jpeg

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Вперёдсмотрящий сказал:

"Зори" потом убрали на восток, на Сибирские реки

Серпуховские посписывали - они старые уже были. Заменили на "Лучи". А в Сибирь (в частности, в Норильск) отправили "Зори" из Твери, заменив их "Москвичами", а в Кимрах - "Полесьем", и то только новые, проекта Р-83 (19Х  и 2ХХ номеров), старые тоже списали. на "Зарнице" я кстати единственный раз в жизни и катался из Серпухова в Каширу, в Серпухове её держали для заказных перевозок, а график был рассчитан на "Луч". В результате в Каширу привезли 45 минут опоздания, но денежки за проезд в "Зарнице" брали по скоростному (удвоенному) тарифу.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, igla сказал:

Серпуховские посписывали - они старые уже были. Заменили на "Лучи". А в Сибирь (в частности, в Норильск) отправили "Зори" из Твери, заменив их "Москвичами", а в Кимрах - "Полесьем", и то только новые, проекта Р-83 (19Х  и 2ХХ номеров), старые тоже списали. на "Зарнице" я кстати единственный раз в жизни и катался из Серпухова в Каширу, в Серпухове её держали для заказных перевозок, а график был рассчитан на "Луч". В результате в Каширу привезли 45 минут опоздания, но денежки за проезд в "Зарнице" брали по скоростному (удвоенному) тарифу.

"Зарница-8" потом, после Владимира, была и на Суре и на Тезе...

Но Волгу они брали - супер. "Заря" до Ржева, "Зарница" и вообще по Пено-Вселуг-Стерж. Сейчас бы там так проехаться.

А вот, кстати, расписание с "Заря", не Бог весть какая древность, 11 лет всего, но интересно

image.jpeg

Share this post


Link to post
Share on other sites

13 часов на борту Зари. 

 

«Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей.»

Share this post


Link to post
Share on other sites

Можно поговорить и о теплоходах на подводных крыльях ибо в своё время это был полноценный пригородный речной транспорт. Например тип "Ракета" (проекты 340, 340МЕ, 340Э). Название «Ракета» в какой то момент стало просто нарицательным и часто так называли все суда подобного типа, причём и речные и морские и "Кометы" и "Восходы" и "Метеоры". Наиболее сильно с тз пассажира "Ракета" от всех остальных СПК отличается наличием большой открытой площадки в корме с сидениями. Я, наверное, именно как на транспорте, катался на "Ракетах" от СРВ в Москве к разным пунктам, наиболее удалённым из которых в регулярном сообщении была речка Чёрная. Так было Аксаково, Тишково, ну и в Нижнем Новгороде тоже были поездки именно как на транспорте...

Фото подобрал с чертежом из справочной книжки Смирнова (фото 1), Рязань (фото 2), Архангельск (фото 3), Петрозаводск (фото 4)

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

image.jpeg

Edited by Вперёдсмотрящий

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, rvu сказал:

13 часов на борту Зари. 

А если нет иных вариантов, кроме вертолёта?

Share this post


Link to post
Share on other sites
22 минуты назад, GrekOFF сказал:

А если нет иных вариантов, кроме вертолёта?

 

Я же не говорю — не ехать. Я говорю — жесть! И хорошо, что хоть такой вариант был. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 Забавно конечно видеть «Ракету» в Рязани. Сейчас Ока и обмелела да и вообще непонятно как там «Ракета» ходила с такими крутыми поворотами реки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Krendel79 сказал:

непонятно как там «Ракета» ходила с такими крутыми поворотами реки.

 

А по Москве-реке как?

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, rvu сказал:

 

А по Москве-реке как?

 

Смотря на каких участках.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Krendel79 сказал:

 

Смотря на каких участках.

 

По центру Москвы. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Krendel79 сказал:

 Забавно конечно видеть «Ракету» в Рязани. Сейчас Ока и обмелела да и вообще непонятно как там «Ракета» ходила с такими крутыми поворотами реки.

А там и было ощутимое число происшествий, чаще всего удар винтом об отмель...(включая и травмы пассажиров)..

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, Вперёдсмотрящий сказал:

А там и было ощутимое число происшествий, чаще всего удар винтом об отмель...(включая и травмы пассажиров)..

 

Да я читал. Очень крутые повороты и река мелкая. Даже если как раньше.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Только что, Krendel79 сказал:

 

Да я читал. Очень крутые повороты и река мелкая. Даже если как раньше.

С 1961 по 1982 (включительно) на маршруте Рязань - Касимов. Происшествие к примеру было в сентябре 1971 с "Ракета-2" по пути из Касимова вылет на мель, резкое торможение, кто то даже ключицу сломал. В навигацию-72 в Рязане три "Ракеты" (2, 140, 156). Знаю, что были рейсы и в Константиново. И была линию Касимов - Горький..

Edited by Вперёдсмотрящий

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати испытывал Ракеты Герой Советского Союза Девятаев.

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 часов назад, Вперёдсмотрящий сказал:

А там и было ощутимое число происшествий, чаще всего удар винтом об отмель...(включая и травмы пассажиров)..

на Оке еще и не такое бывало...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×