Jump to content
citrus

История городского транспорта Воронежа

Recommended Posts

 

 

Думаю, фото ниже придется по душе любителям троллейбуса и РАФиков-маршруток :

 

Это однозначно 6 "Пушкинская-Туполева"-дальний предок нынешней 6-ки. Только этот маршрут поворачивал от Пролётки на Пушкинскую-остальные шли прямо.



 

 

Я вот помню на "тройке" только чешские Татры из депо-1, а вот КТМы не встречал.. Да и судя по парковому номеру вагона - он из депо-2,

 

Ну во-первых, до появления Татр 1-е депо было КТМовским. Я вот как раз помню 3-ку на КТМах, и даже ездил. А во-вторых, СТТС говорит, что в 1-м депо были 200-е парковые номера.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Ну во-первых, до появления Татр 1-е депо было КТМовским. Я вот как раз помню 3-ку на КТМах, и даже ездил. А во-вторых, СТТС говорит, что в 1-м депо были 200-е парковые номера.

 

Увы, я такими воспоминаниями похвастаться не могу... Осознанные воспоминания , связанные с Воронежем у меня начинаются года так 1992-1993...

Помню еще, что трамвай "8" в начале 90х годов обслуживался ТАТРАми из депо-1, иногда встречались на "восьмерке" и новые "квадратные" ТАТРы, потом этот маршрут стал обслуживаться "смешанно" первым и третьим депо (ходтли как ТАТРы , так и КТМы) , а потом (где-то с середины 90х годов, может чуть ранее он перешёл полностью под обслуживание депо-3 (ходили только КТМ)

 

Edited by Armibo

Share this post


Link to post
Share on other sites

 иногда встречались на "восьмерке" и новые "квадратные" ТАТРы, 

T6B5 что ли?

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 иногда встречались на "восьмерке" и новые "квадратные" ТАТРы, 

T6B5 что ли?

 

 

Ага, они самые :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я всем интересующимся историей электротранспорта настойчиво рекомендую книгу В. Пащенко и Р. Фомина "История трамвая и троллейбуса в Воронеже". Издательство "Железнодорожное дело", 2013 год. Если кому интересно, где приобрести, то пишите мне Вконтакте. 

Трамвай 270 - это первое депо. Заводской номер - 2748, произведен в апреле 1975 года. Списан как 339 в 1987 году. До 1985 года нумерация была посерийная, а не по депо. Грубо говоря, начали поступать вагоны КТМ-1/КТП-2 - нумерация начиналась с 1 и велась по нарастанию. Началась серия КТМ-5 - первый КТМ получает минимальный из свободных номеров (1) в начале нумерации и снова - по нарастающей. Так вот, второе депо - это номера с 1 по 72 и с 224 по 250, а начиная с 251 - это все первое депо. 

В общем экстраполяция ваших знаний из 90х на 70е может дать немного неверную картину. 

И еще - Т6B5 никогда на 8 маршруте не работали. Все 6 систем работали только на 16 и никогда не снимались никуда даже на подмену. До 1991 года 8 маршрут действительно обслуживало депо № 1, но там были исключительно системы Т3

Share this post


Link to post
Share on other sites

И еще - Т6B5 никогда на 8 маршруте не работали. Все 6 систем работали только на 16 и никогда не снимались никуда даже на подмену. До 1991 года 8 маршрут действительно обслуживало депо № 1, но там были исключительно системы Т3

Я четко помню как Т6B5 проезжала остановку "мехзавод" следуя именно по "восьмому" маршруту!

 

Вот еще интересные фотки с "БВФ" :

 

04a29d010d1bt.jpg  

 

Два "Икаруса"-гармошки 8 маршрута на остановке "Грамши", март 1992 г :

 

56be512945cct.jpg

 

фото сделано в автобусе 9б, по дороге в учхоз :

 

cb2b4cff5101t.jpg

 

Где сделано фото-не понятно, возможно на ул. Димитрова:

944b0157cad9t.jpg

 

 

 

Edited by Armibo

Share this post


Link to post
Share on other sites
До 1985 года нумерация была посерийная, а не по депо. Грубо говоря, начали поступать вагоны КТМ-1/КТП-2 - нумерация начиналась с 1 и велась по нарастанию. Началась серия КТМ-5 - первый КТМ получает минимальный из свободных номеров (1) в начале нумерации и снова - по нарастающей. Так вот, второе депо - это номера с 1 по 72 и с 224 по 250, а начиная с 251 - это все первое депо.  В общем экстраполяция ваших знаний из 90х на 70е может дать немного неверную картину. 

 

Ну лично я ничего не интерполировал, а сразу сказал, что это первое депо. :) И вообще, я подготовился к уроку))). В том смысле, что буквально неделю назад закончил на СТТС изучение раздела Москвы. Могу сказать, что посерийная нумерация там тоже была. Трамваи-до 1994 года, троллейбусы до 1984 года. По этой причине фотографии ПС, выполненные до этих дат, сведены в отдельные разделы, поскольку депо невозможно определить.

 

Касаемо Т6В5 на других маршрутах, окромя 16-го. Были единичные, ну очень редкие подмены-подтверждаю. Лично я на 8-ке не видел, а вот на 20-ке видеть приходилось.Правда, уже в расцепленном состоянии.

 

 

 

 

Где сделано фото-не понятно, возможно на ул. Димитрова:

 

Нет, не Димитрова. Это автостанция пригородных маршрутов около "Луча". Эта фотография уже выкладывалась. Это маршрут 124, автобус, скорее всего, 34 89 ВВС (разумеется, ПАТП-5), по крайней мере, похож-он был постоянно закреплён на этом маршруте. Алексей вносил его в базу Фотобуса.

Edited by Евгений36
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Т6 самолично катался по 20, поэтому были подмены. Редкие и единичные, но были.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я всем интересующимся историей электротранспорта настойчиво рекомендую книгу В. Пащенко и Р. Фомина "История трамвая и троллейбуса в Воронеже". Издательство "Железнодорожное дело", 2013 год. Если кому интересно, где приобрести, то пишите мне Вконтакте. 

 

Трамвай 270 - это первое депо. Заводской номер - 2748, произведен в апреле 1975 года. Списан как 339 в 1987 году. До 1985 года нумерация была посерийная, а не по депо. Грубо говоря, начали поступать вагоны КТМ-1/КТП-2 - нумерация начиналась с 1 и велась по нарастанию. Началась серия КТМ-5 - первый КТМ получает минимальный из свободных номеров (1) в начале нумерации и снова - по нарастающей. Так вот, второе депо - это номера с 1 по 72 и с 224 по 250, а начиная с 251 - это все первое депо. 

 

В общем экстраполяция ваших знаний из 90х на 70е может дать немного неверную картину. 

 

И еще - Т6B5 никогда на 8 маршруте не работали. Все 6 систем работали только на 16 и никогда не снимались никуда даже на подмену. До 1991 года 8 маршрут действительно обслуживало депо № 1, но там были исключительно системы Т3

Т6В5 работали на восьмерке пару недель. Экскаватор повредил кабель на ул. 9-го января в районе участка луч-сельмаш.Татрам с ТИСУ не хватала напруги. И все Т6В5 были переброшены на восьмой маршрут. Я лично один раз ехал на Т6В5 к тети от Верещагина до Космонавтов

 

Будут предположения, где сделан снимок? (фото размещал здесь)

 

0_1a5bc6_7fa2af2b_orig.jpg

Не кинотеатр Спартак случайно на заднем фоне?

 

А по поводу красного Икаруса на пр. Революции: случайно не с 44-го маршрута он? Помню на 9-ке был один красныйй, с красным передом полностью и кажется такой как на фотке был на 44-м маршруте. Тем более видно, что автобус практически пустой и стоит в среднем ряду, соответственно он едет к остановке Кольцовский сквер, а не сворачивает к остановке Пушкинская

Edited by Wowik

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

А по поводу красного Икаруса на пр. Революции: случайно не с 44-го маршрута он?

 

Случайно нет. В ходе дискуссии было выяснено, что на фото 2003 год. А 44-й маршрут был закрыт 1 июня 1997 года, т..е раньше погрома автобусной сети, который начался в конце 1998-начале 1999 года. С 1.06.97 9-ка пошла по маршруту  "Спартак-Автовокзал".Почти все автобусы с 44-го пошли на обновлённую 9-ку. Возможно 1-2 машины отправили на усиление 26-го маршрута (Спартак-ГОО). Но к тому времени на 26-м осталось всего 3 графика, поэтому усиливать там было особо и нечего,

 

 

 

Помню на 9-ке был один красныйй, с красным передом полностью и кажется такой как на фотке был на 44-м маршруте

 

На 9-ке точно был, а вот на 44-м не было.  Во вторую колонну поступил всего один такой автобус, который и поставили на 9-ку.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я тут подумал маленько  и решил сделать краткий обзор городских малоизвестных исторических автобусных конечных, которые к настоящему времени  остались без ОТ, либо уже давно не являются конечными. Этот обзор будет касаться как чисто автобусных маршрутов, так и маршрутов маршрутных такси. Соответственно, разбег по времени будет от 1980 года (когда я начал  это дело помнить) и до 2002-2003  года.Осенью 2012 года я как-то начинал это дело-успел "пробежаться" по Придонскому, Сомово, Малышево, а затем как-то забросил. Также напомню, что той же осенью я написал краткий исторический экскурс  по городским автобусным маршрутам и совместно с Vladislove такой же исторический экскурс по маршрутам маршрутных такси.Так вот, за основу я возьму те рассказы и по мере необходимости буду добавлять те или подробности и в ряде случаев буду показывать конечные, подобно тому, как я это делаю в рассказах о пригороде и межгороде. В данном случае это будет гораздо проще, поскольку почти весь город опанорамлен. Я думаю, многим будет интересно.

 

Что касается трамваев и троллейбусов, то я считаю, что совместными усилиями многих участников форума история этих видов транспорта изложена достаточно хорошо, как в этой теме, так и в замечательной книге Владимира Пащенко и Романа Фомина. Я думаю, большинство участников наизусть знает маршруты трамваев и троллейбусов 80-х-90-х-2000 годов, поэтому повторяться нету смысла.

 

Итак, по автобусам начну в самое ближайшее время, а пока что хочу немного рассказать об одном факте из истории трамвайных маршрутов,который в настоящее время является малоизвестным, хотя догадаться о нём можно, если немного логически помыслить. :)  В книге Владимира и Романа об этом факте не упоминается, в данной теме я также не нашёл никаких упоминаний. 

  Как справедливо заметил Юрий, средний возраст участников форума достаточно юный, поэтому подавляющее большинство нашей молодежи просто не знает об этом факте.

Думаю, что и сам Юрий вряд ли помнит об этом событии.

 

Итак, в 1986 году наш город получил замечательный подарок к 400-летию-Северный мост. По верхнему ярусу были пущены трамвайные маршруты 5 и 16. Но ведь просто построить мост недостаточно. Нужно ещё состыковать его с берегами и, что очень важно, проложить к нему дороги. Для этой цели иногда приходится реконструировать дороги и строить развязки. Именно такая работа была проделана летом 1985 года около стадиона "Динамо". Та развязка в районе Северного моста появилась именно в 1985 году.  До этого дорога между стадионом "Динамо" и Берёзовой Рощей была проложена немного по-другому. В том смысле, что мост, параллельный железной дороге, появился только в результате строительства той развязки.Ну а теперь самое важное: трамвайные пути в СХИ до появления Северного моста проходили рядом с дорогой. Поэтому при строительстве развязки их пришлось переносить ближе к парку. Понятное дело, что на время таких работ трамвайное движение приходится закрывать. Таким образом, в течение нескольких месяцев 1985 года трамвайное движение в СХИ не осуществлялось.   Как в тот период ходили трамваи?  У них была только единственная дорога-от Пединститута поворачивать в сторону Московского проспекта, как трамвай № 1. 

 

Маршрут № 3 работал в варианте "Газовая-45-й Стрелковой Дивизии". Возможно, были робкие попытки продлить его до Новгородской, но я ничего не могу сказать по этому поводу.

 

Были также маршруты №№ 5 и 6.  Их маршрут до этого был " Новгородская-СХИ". 5-ка от Новгородской до СХИ шла по 45-й Стрелковой Дивизии, обратно возвращалась через Вокзал, Московский проспект.   У 6-ки был противоположный маршрут:  в СХИ-через Вокзал, обратно- по 45-й Стрелковой Дивизии. Так вот, на время закрытия движения эти маршруты от Пединститута сразу поворачивали к Вокзалу (№ 5), либо к 45-й Стрелковой Дивизии (№ 6).  

  Попробую объяснить это немного по-другому. Маршруты 5 и 6 представляли собой кольцо с двумя аппендиксами. Кольцо:  45-й Стрелковой Дивизии-Пединститут-Вокзал-Застава-45-й Стрелковой Дивизии.  Один аппендикс был  "45-й Стрелковой Дивизии-Новгородская", другой-"Пединститут-СХИ".  Так вот, на время реконструкции второй аппендикс не работал.

 

Эти изменения были временными, но эта временность растянулась на несколько месяцев. Ну а после открытия Северного моста маршрут № 5 был сразу изменён на

"Новгородская-Усманский пер." и пущен по Северному мосту. Маршрут № 6 продолжил работу в варианте  "Новгородская-СХИ", однако, как пишут авторы книги, он теперь в обе стороны стал следовать по 45-й Стрелковой Дивизии.

  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Итак,как и обещал, начинаю небольшой исторический экскурс по городским автобусным конечным остановкам (и не только конечным).

Как я уже говорил, опираться буду на свои рассказы по истории автобусных маршрутов, которые я выложил осенью 2012 года. Сначала пробежимся по автобусным маршрутам.

 

Ну и напомню этот рассказ. 

Первая часть:  http://fot.com.ru/index.php/topic/12348-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B0/?view=findpost&p=456501

 

Вторая часть: http://fot.com.ru/index.php/topic/12348-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B0/?view=findpost&p=456518

 

Пока дам 2  ссылки, а дальше посмотрим.

 

Итак, городской автобусный маршрут № 1 послужил прообразом для "народных"  1нс и 1нв, которые только недавно отменили. Напомню, что разница с ними заключалась в следующем:

 

а) советские "единички" ходили не через Северный мост, а через Чернавский (за исключением периода осень 1988-весна 1989, я об этом упоминал в рассказе);

б)  у советских "единичек" был небольшой аппендикс к авиазаводу. 

 

Собственно говоря, конечная у авиазавода была ведущей у этого маршрута.От неё автобусы начинали работу, на ней же и заканчивали.  И хотя она сейчас гораздо  живее многих  других (правда, в плане маршрутов и особенно ПС очень сильно деградировала), тем не менее уделю ей немного внимания.

 

Конечная "Циолковского (Авиазавод)"

 

Помимо кольцевых единичек, от неё отправлялись ещё городские  маршруты:

 

3а  Циолковского-Отрожка

15 Циолковского-Саврасова

32 и 33  Циолковского-Овощная база № 6  (ныне Институт)

29 и 29э Циолковского-Масловка.

 

Ну а теперь давайте отправимся на эту конечную:  https://goo.gl/maps/76Epcuw7sQM2

 

Вы видите людей, ожидающих посадки на 105-й маршрут. Белые Микроавтобусы этого маршрута стоят справа, за ними вереница л/а. Они загораживают место, с которого отправлялись автобусы в период с конца 80-х-в 90-х годах. 

 

Давайте получше его разглядим:  https://goo.gl/maps/7ieyZfkUMJQ2

 

Там, где стоит столб, был остановочный павильон, от которого отправлялись автобусы почти всех маршрутов, за исключением 3а. О нём я скажу ниже, а сейчас напомню, что до второй половины 80-х вот здесь:  https://goo.gl/maps/rRNAe5ZHip92  не было КС для троллейбуса, 11-й и 15-й разворачивались по большому кругу, проезжая вблизи центральной проходной авиазавода.

 

Что касается автобуса 3а, то он отправлялся как раз с того места, с которого сейчас отправляется 105-й. Почему так? 

Ну одна из возможных причин заключается в том, что маршрут первоначально  обслуживало ПАТП-4, которые ставило на этот маршрут Икарусы-280. Им было сложно маневрировать по этой конечной, поскольку ЛиАЗами было заставлено всё кольцо-всё пространство внутри трамвайного круга было просто забито ими. Автобус 3а высаживал пассажиров на улице Циолковского, немного не доезжая до поворота на само кольцо. Там же автобусы и отстаивались, после чего подъезжали на посадку.

Ну а когда маршрут 3а передали в ПАТП-5 и на него вышли ЛиАЗы, традиция, видимо, сохранилась и место посадки так и просуществовало до самого закрытия маршрута.

 

Ну а сейчас вернёмся к кольцевым "единичкам".  Вторая конечная у них указана "пл. Ленина".  Здесь ситуация, аналогичная 1нс и 1нв.  Для одного маршрута функцию конечной выполнял "Кольцовский сквер", для другого-"Спартак". Никаких отстоев на этих остановках не было.Что касается остановки у Никитинской библиотеки, то начиная с 80-х годов (как раньше-не знаю), советская "единичка" никогда там не останавливалась, даже после того, как у бибилиотеки сделали конечную для 11-го и 27-го автобусов.  

 

Ну и напомню, что в 60-е-70-е годы "единичка" ходила не по Ленинскому проспекту, а по Ленинградской. Там до сих пор в некоторых местах карманы остались.

 

Продолжение- в следующем сообщении.

Edited by Евгений36
  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Ну и напомню этот рассказ. 

 

 

 

 

Конечная "Циолковского (Авиазавод)"

 

 

 

Ну а теперь давайте отправимся на эту конечную:  https://goo.gl/maps/76Epcuw7sQM2

 

Вы видите людей, ожидающих посадки на 105-й маршрут. Белые Микроавтобусы этого маршрута стоят справа, за ними вереница л/а. Они загораживают место, с которого отправлялись автобусы в период с конца 80-х-в 90-х годах. 

 

Давайте получше его разглядим:  https://goo.gl/maps/7ieyZfkUMJQ2

 

Там, где стоит столб, был остановочный павильон, от которого отправлялись автобусы почти всех маршрутов, за исключением 3а. О нём я скажу ниже, а сейчас напомню, что до второй половины 80-х вот здесь:  https://goo.gl/maps/rRNAe5ZHip92  не было КС для троллейбуса, 11-й и 15-й разворачивались по большому кругу, проезжая вблизи центральной проходной авиазавода.

 

 

Павильон был выполнен в виде самолёта. воспоминание из детства. В фюзеляже(бочке) была толи диспетчерская толи киоск

Edited by ЛиАЗовод

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

В фюзеляже(бочке) была то ли диспетчерская толи киоск
 

 

Диспетчерской там не было, она была там же, где и сейчас. Просто сидели 2 тётеньки, одна отмечала трамваи и троллейбусы, другая-автобусы. В советское время Диспетчерские ЭТ и автобусов всегда были разными. Что касается киоска,  в простонародии именуемого  "комок", то в 90-е годы он там действительно был.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Продолжаю исторический экскурс по городским автобусным конечным Воронежа. 

 

Автобусный маршрут № 2 послужил прообразом для "народного" маршрута  № 2н. Разница между этими двумя маршрутами заключалась лишь в том, что 2н оборачивался по "Спартаку", а советская 2-ка имела конечную "улица  Пушкинская". Вплоть до начала 2000-х это была одна из крупнейших автобусных конечных в центре Воронежа.

 

 

Конечная "Улица Пушкинская"

 

Давайте отправимся туда и вспомним, что и откуда отправлялось.

 

Вот это место было главной остановкой, от которой отправлялись автобусы ПАТП-5 на левый берег.  Прежде всего нужно сказать о маршрутах №№ 2 и 20. Оба ходили по маршруту "Пушкинская-Овощная база № 6 (ныне "Институт")", только через разные мосты. № 2 шёл по Чернавскому мосту, а № 20-по Вогрэсовскому. Первый раз я на этих маршрутах проехал осенью 1980 года, когда мы ездили на ВАИ смотреть наш будущий дом. Вот с того момента и до самой своей кончины эти маршруты отправлялись именно от этого места.На месте киоска "Русский Аппетит" стоял диспетчерский киоск, который поставили где-то весной 1993 года. Простоял он до середины 2000-х. Экспрессные версии маршрутов № 2 и 20 тоже отправлялись с этого места.

    Также от этого места отправлялись автобусы № 17  "Пушкинская-С. Перовской", № 18  "Пушкинская-Нефтебаза",  № 25  "Пушкинская-Отрожка". Но где-то до начала 90-х они отправлялись от другого места, которое было немного ближе к Плехановской

  Вы видите столб, на котором рекламируются услуги эвакуатора. Вот от этого столба и отправлялись автобусы 17, 18 и 25 примерно до 1990-1992 года.

  И ещё кое-что хочу напомнить. До второй половины  80-х годов троллейбусы 4 и 8 при следовании к ВГУ шли не через Кольцовский сквер, а через Пушкинскую. Они тоже останавливались у этого столба.   

   В начале 90-х были открыты ещё 3 маршрута с отправлением от Пушкинской:  

 

№  45э  Пушкинская-Больница  № 8  (ПАТП-5)

№ 62  Пушкинская-Речной Рынок    (ПАТП-4)

№ 63э Пушкинская-Отрожка (ПАТП-5).  

Все они стали отправляться от той же остановки, с которой отправлялись 2,17, 18, 20, 25.

 

Автобус 63э в 1998 году превратился в маршрутное такси 87, однако он продолжил отправляться от этой остановки и даже отмечался в диспетчерской.Вскоре маршрут был изменён-удлинён до Юго-Западного рынка и тем самым покинул конечную "Пушкинская".  Ну а остальные автобусные маршруты закончили свой жизненный путь именно на этой остановке.

  Также стоит сказать, что в 90-е годы (примерно 1995-лето 1998)  от этой же остановки отправлялся автобус 59  в Репное-его тогда обслуживало ПАТП-3.Как известно, у этого маршрута более счастливая судьба.

  Помимо автобусных маршрутов с этой конечной отправлялось в разное время достаточно большое количество маршрутов маршрутных такси.

 

Их место отправления

 

Вот эти 2 рядом стоящих столба и были местом отправления маршруток, главным образом на ВАИ. Первым маршрутом, который отправлялся от этих столбов, был № 6  "Пушкинская-Туполева". Нынешняя 6-ка "Институт-Тенистый"-это своего рода внук той далёкой 6-ки. Эти же 2 столба делило с 6-кой маршрутное такси № 12 "Пушкинская-з-д ГОО" в первые несколько лет работы (с 1987 года), после чего его перевели на Кольцовский сквер.Также весьма короткое время существовала версия м/т 13  "Пушкинская-з-д Тельмана"-тоже от этих столбов. Все остальные маршруты от этих 2-х столбов  отправлялись на ВАИ. Сначала это были клоны 6-ки в исполнении ПАТП-5, затем начиная с 1997 года пошёл бурный рост частных маршруток.  Этих двух столбов становилось уже мало, и автобусы начали растягиваться в длину, подбираясь к автобусной остановке.

  Последние маршрутки отправлялись отсюда до мая 2002 года.  Весной того года вышло известное постановление Ковалёва о том, что ПАЗики не должны ездить по пр-кту Революции. Все эти маршрутки были ПАЗиками, и все они шли по проспекту Революции, поэтому 1 мая 2002 года все они резко исчезли, и конечная практически опустела. Она ещё, возможно, держалась месяц-другой, пока бились в агонии автобусные маршруты 2 и 18, но затем окончательно опустела. Сейчас вот её обживает 101-й маршрут, что видно на панорамах.

 

Мы посмотрели место отправления. А вот место высадки и отстоя было другим

Автобусы стояли вот от этого столба и практически до следующего пешеходного перехода.

 

И был ещё один автобусный маршрут отправлением от Пушкинской-9а "Пушкинская-Санаторий им. Горького".  Он отправлялся не от Института Связи, а вот с этого места    Как видите, даже табличка сохранилась, правда, на ней уже ничего не видно. Напомню, что этот маршрут обслуживало ПАТП-4.

  Также с этого места отправлялся маршрут 9б "Пушкинская-Опытная станция СХИ", который просуществовал до 1988 года.

  Ну и я застал в смутных воспоминаниях старый маршрут № 9, который тоже отправлялся от Пушкинской в район СХИ. Этот маршрут существовал до появления длинного 26-го.  Маршрут 9 тоже отправлялся от этого места. Также напомню, что 9 и 9б обслуживало ПАТП-4.

 

Ну и в заключение некоторые подробности из жизни старого советского маршрута № 2. Итак, автобус отправлялся от Пушкинской, поворачивал на Плехановскую и оказывался на площади Ленина, после чего его дальнейший путь полностью совпадал с более современным 2н. Правда,у "Спартака" советская 2-ка не останавливалась-следующей остановкой после "Пушкинской" у неё была нынешняя "Театральная"-тогда она назывлась "ул. Карла Маркса".

  Добавлю также, что остановка  "Хопёрский переулок", как для автобуса, так и для трамвая появилась в конце 1987-начале 1988 года, её до этого не было. Что касается остановки "Гражданский переулок", то до начала 90-х для автобусов она называлась "Рембаза".

    Ну а вторая конечная 2-ки "Овощная база № 6"-это нынешний "Институт". Показывать эту остановку я не буду принципиально. Попасть на неё может любой желающий с помощью современных маршрутов 6,6м, 8, 41, 43, 65.

 

 

В следующем сообщении продолжим вспоминать старые Воронежские конечные.

 

  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Ну и в заключение некоторые подробности из жизни старого советского маршрута № 2.
Конечка была,на месте современного кинотеатра Старт,там был центр ваёв.поворачивала с Баррикадной на лево

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Конечка была,на месте современного кинотеатра Старт,там был центр ваёв.поворачивала с Баррикадной на лево

 

Это, вероятно, было при царе Горохе.  А при царе Фасоли 2-ка вообще до Мостозавода ходила.:)  Но эти времена я не застал. 

 

В ноябре 1980 года уже ходила до Овощной базы.

 

А насчёт культурного центра ВАЁв вопрос интересный. Когда мы заселились, ещё был цел какой-то клуб рядом с 30-й школой.Там рядом старая водокачка была, за которой начинались сплошные огороды. Все эти объекты пали жертвой строительства 9-этажных домов.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Евгений, а Мостозавод знаменитый - это вообще где?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Он примерно посередине между поворотом на Волгоградскую с улицы Димитрова (где подземный переход) и  местом, которое можно назвать началом микрорайона ВАИ:

 

Мостозавод

 

Прямо по курсу в глубине деревьев видны проходные. Справа тоже в глубине деревьев-заводоуправление.

 

Если крутнуть панораму, то слева будет остановка в сторону Центра.

 

В конце 80-х-начале 90-х  водители ПАТП-5 с ВАЁвских маршрутов очень не любили эту остановку, и почти никогда не останавливались на ней сами. В салон по микрофону выдавалась фраза: "Мостозавод, есть желающие на выход?  Кнопочка над дверью."

 

Надо сказать, что и пассажиров на этой остановке было почему-то мало, даже в "часы пик".  Хотя объяснить можно.Основная масса работающих жила на ВАЯх, в Отрадном и Новой Усмани.  ВАЁвские ходили пешком, а в Новую Усмань и Отрадное Мостозавод возил своими автобусами.Из экзотики у них был ЛиАЗ-677М с механической коробкой.

 

Ещё нелюбимыми  для водителей были остановки   "Хопёрский", "Рембаза" и "Чернавский мост".  Это что касается  2-й колонны. А вот 18, 23 и 36 обслуживались 3-й колонной-там водители  были более дисциплинированными, поэтому на этих остановках они останавливались гораздо чаще.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В 80е годы иногда попадались маршрутные!!!  ЛИАЗ-677 с синим проблесковым маячком  (мигалкой, как у милицейской машины) на передней части крыши...

Такие ЛИАЗы видел не только в воронеже, но и в Эстонии (тоже в 80е годы) . Для чего эти "мигалки"? Может эти автобусы летом сопровождали колонны  автобусов в пионерлагеря?

Edited by Armibo

Share this post


Link to post
Share on other sites

Такие ЛиАЗы и ЛАЗы были в ПАТП-5. Они работали по заказу на строительстве Видеофона. Вроде как финнов возили. В маршрутные их перевели не ранее 1990 года после окончания строительства. А вот для чего маячки-для самого загадка. Попробую узнать у водителя, работавшего ранее в ПАТП-5, если, конечно, увижу его.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Когда мы заселились, ещё был цел какой-то клуб рядом с 30-й школой
это ДК Элеватора

 

ЛИАЗ-677 с синим проблесковым маячком

 

Они работали по заказу на строительстве Видеофона. Вроде как финнов возили
На таком ЛиАЗе белом с синими полосами, с мигалками,и макетами дорожных знаков в салоне,нас школьников возили на Ростовскую в музей ГАИ.Рассказывали как переходить дорогу и всё такое

Share this post


Link to post
Share on other sites

Помню троллейбус с пятого маршрута борт №149 ходил с проблесковым маячком синего цвета

Share this post


Link to post
Share on other sites
На таком ЛиАЗе белом с синими полосами, с мигалками,и макетами дорожных знаков в салоне,нас школьников возили на Ростовскую в музей ГАИ

 

Вероятно, речь идёт о 70-х годах, ну или начало 80-х. Тогда были ЛиАЗы-677 без буквы "М".  Видеофон же строился в 80-е, там были совсем другие ЛиАЗы -жёлтые. Их было 3 штуки-один получили в 1987 году, 2 других-в 1988-м. После завершения обслуживания Видеофона они стали работать в 1-й колонне на пригородных маршрутах так называемой Нововоронежской бригады.Причём это были автобусы именно модификации "М", а не "МБ", т.е., с городским салоном.

 

Помимо ЛиАЗов, на Видеофоне работали 4 ЛАЗа: два  695Н-1987 года поступления  и два   695НГ-в 1988-м поступили.  

 

После Видеофона  НГшные ЛАЗы закрепили на городском маршруте 63э, на пригород их ставили редко,  два других ЛАЗа стали работать  чисто на пригороде и межгороде.

 

Если что, я могу номера всех   автобусов назвать.

Edited by Евгений36

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Вероятно, речь идёт о 70-х годах, ну или начало 80-х.
это было в 2001 году

 

В моей памяти всплывает воспоминание о белом с синими полосками ЛИАЗ-677 ( с круглыми задними фонарями) в 2001г... Видел его не однократно, на маршруте №59 "Димитрова-Репное".

Вот, даже склеил из бумаги его модель в 43м масштабе, госномера у модели, конечно же, "от фонаря" :

fdba6af6e4bft.jpg  808d93a83966t.jpg  ecd81174623ct.jpg   6457b4f68e3bt.jpg  fdb758175a4ct.jpg  dec280637399t.jpg  2b7b9cd6a4aft.jpg  b2698af98589t.jpg  5e096f4da0c1t.jpg  671f1273b234t.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

это было в 2001 году

 

Тогда Вы автобус неправильно назвали. Под агиткабинет был оборудован вот этот автобус:   http://fotobus.msk.ru/photo/386495/  Там в комментариях всё написано. там есть ещё фото салона, так видно, что остались наклейки дорожных знаков.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Продолжаю обзор исторических городских автобусных конечных.

 

Итак, маршрут № 3 соединял ж/д Вокзал Воронеж-1 с одним из отдалённых районов города-Отрожкой. От   Вокзала автобус отправлялся как раз от того самого столба, от которого ещё недавно отправлялись автобусы 3н и 13н.   К Конечной "Вокзал" мы ещё будем неоднократно возвращаться, а сейчас я хочу уделить внимание Отрожке.

 

Конечная  "улица  Калининградская (Отрожка)"

 

Как известно, ещё со времён царя Гороха автобусное движение в Отрожке осуществлялось по кругу, поэтому у маршрута № 3  фактической конечной не было. Но формальная конечная была-ею являлась остановка  "улица Калининградская".  Но перед тем как её показывать, напомню, как автобус № 3 попадал на эту остановку. 

 Начнём с того, что для автобуса № 3 остановка "Завод имени Тельмана"  называлась"Поликлиника", о чём я говорил ранее. Это было зафиксировано и на салонных схемах, и на остановочной табличке. Также напомню, что в 80-е годы каждое ПАТП само вешало остановочные таблички для своих маршрутов. Соответственно, на одной табличке не могли быть указаны маршруты, обслуживаемые разными предприятиями. Такая практика просуществовала вплоть до распада СССР. Под поликлиникой понималась железнодорожная поликлиника на станции Отрожка. Где-то до начала-середины 90-х годов она размещалась вот в этом здании   Сейчас здесь располагается какая-то  РЖДшная контора. Если вы покрутите панораму, то увидите, что от этого здания до остановки примерно 100 метров. По большому счёту, это было более правильное название для остановки, поскольку Завод Тельмана расположен заметно дальше. Но руководители ПАТП-5, запуская сюда 25-й маршрут, считали иначе и назвали её именно "Завод Тельмана". 

 

 Итак, после того, как 3-ка переезжала Виадук через железную дорогу, у неё начинался кольцевой участок маршрута. Первой остановкой на кольце был "Вокзал", сейчас вроде бы называется "Вокзал Отрожка".  Затем следовали остановки "Депо" и "Больница".  На второй остановке остановимся немного подробнее.

 

Давайте посмотрим на остановку  "Больница".  Что это за больница?  Это железнодорожная больница на станции Отрожка. Здание, которое, вы видите за остановочным павильоном, построено в 90-е годы. В это здание как раз и была перенесена ж/д поликлиника. Я так понимаю, в этом корпусе сидят все врачи поликлиники, за исключением стоматологов. Для них был построен отдельный корпус на улице  Артамонова, рядом с набережной водохранилища.  Там разместилось стоматологическое отделение, которое фактически представляет собой полноценную стоматологическую поликлинику. До этих переездов стоматологи сидели в том же маленьком здании, которое я показал на панораме. Их кабинет занимал левые крайние 2 окна на втором этаже.  Ну а непосредственно больница исторически находится в глубине парка, справа от этого 4-х этажного здания и представляет из себя несколько старых  одно-  и двухэтажных корпусов.

   Едем дальше. Следующая остановка  "Улица  Токарная".

Это сейчас она так называется. А во времена маршрута № 3  она называлась  "Магазин". Когда произошло переименование?  Где-то в 1998-1999 году, когда пошли расти частные маршрутки.Ну а теперь посмотрите на ПАЗик. Он едет прямо.  Сейчас весь Отроженский транспорт ходит прямо. Однако в те советские 80-е, а затем

90-е годы все автобусы поворачивали на улицу Литейную-на панораме это поворот налево после красно-белого  дома. Первыми эту трассу облюбовали хозяева маршрутного такси 60В  "Придонской-Отрожка"  где-то в  1999 году, в то время, как все остальные маршрутки поворачивали на Литейную.  Затем в течение 2 лет все маршруты постепенно  перебрались на эту трассу. Правда, на этом участке успел немного поработать автобусный маршрут из старой советской автобусной сети.  В 2000--м году, когда автобусные маршруты переживали агонию, маршрут 69, ходивший "Ильича-Отрожка" очень сильно укоротили, и он стал ходить "Северо-Восточный р-н-Отрожка". И вот вместе с укорочением его пустили как раз по улице Электровозной, где сейчас ходит весь общественный транспорт. Проработал такой маршрут примерно год в виде одного автобуса, после чего благополучно скончался. Напомню, что обслуживало его ПАТП-5.

   Ну а улица Литейная превратилась в заброшенную улицу. Как видите, асфальта уже почти не видно под слоем песка. Трудно представить, что ещё

16-17 лет назад по этой улице ходили городские автобусы.   

  После улицы Литейной автобус поворачивал на улицу Калининградскую и оказывался на остановке с этим же названием.

 

Вот формальная конечная для автобуса № 3.  Налево-улица Литейная, как раз с неё и поворачивали все автобусы. Но надо сказать, что конечная была не такой уж и формальной.  В ноябре 1984 года моя мама лежала как раз в железнодорожной больнице. Несколько раз мы ездили её проведать, и пользовались как раз автобусом

№ 3.  Поскольку движение было кольцевым, то около больницы мы садились в автобус и ехали как бы дальше. И когда приезжали на эту остановку, водители частенько стояли на остановке 2-3 минуты. Видимо, они соблюдали время отправления. 

   Ну а после этой остановки автобус начинал ехать как бы назад и постепенно выезжал из Отрожки. Что касается названий остановок, то по некоторой информации нынешняя остановка "улица Братская" до начала 80-х называлась "улица Панфилова". Утверждать однозначно не буду, информация не 100% ная.

  До начала 80-х 3-ка была единственным маршрутом, ходившим в Отрожку. Затем появился вспомогательный маршрут 3а "Ильича-Отрожка". Он имел те же названия остановок и ту же конечную, что и основная 3-ка, только ходил заметно реже. Напомню, что оба этих маршрута обслуживало ПАТП-4.Ну а начиная с 1990 года  конечная "Калининградская"  начала прирастать маршрутами. Сначала это был продлённый от Завода Тельмана 25-й " Пушкинская-Отрожка" (ПАТП-5).  В 1992-м пустили

63э  "Пушкинская-Отрожка"  (ПАТП-5).  В 1996 году до этой остановки продлили маршрут 37 "Вокзал-Отрожка" (ПАТП-4).  Маршрут 3а был закрыт в 1996 году в варианте "Циолковского-Отрожка", однако практически сразу же ПАТП-5 открыло маршрут 69  "Ильича-Отрожка", фактически повторявший старый 3а.  Также в 1996 году до этой остановки продлили экспрессную версию 3-ки-маршрут 3э, который ранее ходил только до завода Тельмана.  В 1996 году маршрут 63э продлили на одну остановку дальше-до центра реабилитации, в 1997 году то же самое сделали и с маршрутом № 25.  Про 69-й я сказал выше. Ну а маршруты 3, 3э и 37 закончили свой жизненный путь именно вот на этой конечной. Сейчас это обычная заурядная остановка.

 

Ну а сейчас возвращаемся к маршруту 3а. Итак, его первоначальный вариант был "Ильича-Отрожка". В 1988-м году последовало продление до Авиазавода. В 1993-м поменялся перевозчик-маршрут стало обслуживать ПАТП-5, а в 1996-м маршрут был закрыт. О конечной "Циолковского" я уже подробно рассказал, теперь переходим к конечной "улица Ильича".

 

О ней поговорим в следующем сообщении.

Edited by Евгений36
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не возьмусь утверждать, но вполне возможно, что Икарус-260 на фото ниже как раз третьего маршрута, идет с конечной "Вокзал"

f424c224fdc7t.jpg

Edited by Armibo

Share this post


Link to post
Share on other sites

Скорее всего, это он, если учесть, что он находится вплотную к остановке.Из Икарусов-260 здесь ещё 9а ходил, но на этой остановке он не останавливался. Что касается данного автобуса, то он был закреплён на 3-ке, на 9а я его что-то не припоминаю, даже на подменах. Но наверняка на подмену ставили, просто я не видел.

 

 А хотя подождите. 3-ка здесь не сажала. Те маршрутные таблички для 52э и 53э-для них было вывешено именно расписание . У "тройки" посадка была дальше. А учитывая, что в салоне люди, можно сделать вывод, что это 9а.  Вот тот самый случай подмены.

Edited by Евгений36
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...

×
×
  • Create New...